Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Хитрость, находчивость

(Outwitting, stories of)

Библия полна историй, в которых находчивый персонаж прибегает к хитрости, чтобы обмануть своих противников. Характерный герой некоторых таких историй выступает в образе хитреца, но жанр сам по себе более содержательный, чем можно было бы судить по этому ярлыку. В Ветхом Завете особое внимание к теме находчивости отчасти связывается с положением израильтян как народа, находящегося под постоянной угрозой и часто угнетаемого; рассказы об обмане врага могли повторяться в таком народе без конца. Зачастую речь идет просто о выживании, и этот мотив начинается с жизнеописаний патриархов в Бытии. В Новом Завете видное место, которое занимают рассказы о проявленной находчивости, обусловливаются личностью Иисуса и жизненными ситуациями, в которые Он попадает. Обычно положительные персонажи одерживают верх над отрицательными, но есть и истории, в которых уловки изобретательного героя вызывают осуждение.

Рассказы о хитроумных уловках начинаются в неустойчивой нравственной атмосфере в Книге Бытие, где некоторые совершившие проступок персонажи думают даже, что могут обмануть Бога. К таковым относятся истории об Адаме после грехопадения, когда он попытался уйти от ответственности за вкушение запретного плода (Быт.3:12), и о Каине, пытавшемся убедить Бога, что он не знает, где его убитый брат (Быт.4:9; ср. с поведением Ионы, который думал, что может убежать от Бога, и ответил на повеление Бога «встань и иди», отправившись в противоположном направлении). Авраам и Исаак пытались перехитрить иноземных царей, скрыв от них личность своих жен, но этот опыт не принес никаких результатов и свидетельствовал лишь об недостатке веры в способность Бога защитить их (Быт.12:10–20; 20; 26:6–11).

Иаков перехитрил своего недалекого брата в эпизодах с продажей права первородства (Быт.25:29–34) и украденного благословения (Быт.27). Лаван перехитрил Иакова, подменив ему невесту (Быт.29:15–30). Иаков и Лаван пытались перехитрить друг друга в последующей истории с вознаграждением Иакова овцами – пародии на материализм (Быт.30:25–43).

Нравственная атмосфера улучшается, когда мы подходим к событиям, связанным с исходом. Здесь повивальные бабки ввели в заблуждение фараона (Исх.1:15–22), и то же самое сделала мать Моисея (Исх.2:1–10). Бог перехитрил египтян, наслав на них казни и уничтожив их войска в Красном море. Раав помогла израильским соглядатаям перехитрить отряд, посланный для их поимки (Нав.2). Разумеется, историями о военных хитростях одной стороны против другой полны рассказы о битвах, как, например, в случаях, когда Израиль обманул жителей Гая, устроив засаду и побудив его воинов выступить из города (Нав.8), или когда застал врасплох аморреев, пройдя всю ночь и атаковав их рано утром (Нав.10). Классическим примером проявленной хитрости служит ловкое убийство левшой Аодом моавитского царя Еглона в его личной горнице, в то время как слуги толпились снаружи, и во всей этой истории отражается насмешливый тон литературы рабов (Суд.3:15–30). К тому же разряду относится убийство Иаилью ничего не подозревавшего Сисары во время сна (Суд.4:17–22; 5:24–27). Типичный пример того, как можно одерживать хитроумные победы над вражеским народом, представляет силач Самсон, но трагедия его жизни заключалась в потакании просьбам языческих жен, которые в конце концов перехитрили его (Суд.14–16). Давид последовал совету Бога предпринять неожиданную атаку против филистимлян (1Пар.14:8–17).

Политические интриги тоже могут быть движущей силой рассказов о хитроумных уловках. Саул и Давид играли в кошки-мышки, когда первый пытался устранить человека, который вопреки очевидности казался в его параноидальном воображении политической угрозой. Когда Адония собрал народ, чтобы провозгласить себя царем, Садок быстро помазал на царство Соломона (3Цар.1:10–53). Противодействие Мардохея и Есфири расстроило планы Амана против евреев.

Хитрость может также служить средством осуждения. С помощью вымышленной истории Нафан подвел Давида к мысли, что он рассматривает гражданское дело, тогда как в действительности Давид судил себя самого за прелюбодеяние и убийство (2Цар.12:1–14). Нечто подобное мы видим в псалмах жалобы, где нечестивцы думают, что могут перехитрить Бога, Который якобы не видит их злых дел (Пс.9:24–26, 30; 63:6–7; 72:11). Но Бог совершает Неожиданный поворот и бьет злодеев их же оружием и расстраивает их грандиозные планы (Пс.2:1–6; 9:35–39; 63:8–10; 72:17–20). Бог тоже может перехитрить кого угодно.

Кульминационной точки эта тема достигает в жизни Иисуса, Который, несомненно, предстает на страницах Библии величайшим гением изобретательности. Когда Иисус стал восходящей фигурой в общественной жизни, религиозная верхушка разработала тщательную программу с целью заманить Его в ловушку и устранить Его. В результате последовала серия дебатов и словесных схваток, в которых Иисус часто одерживал победу благодаря остроте ума и находчивости. Например, полемика о субботе (Мф.12:1–14; Мк.2:1–12, 23–28; 3:1–6; Лк.6:6–11; 13:10–17), вопрос о податях (Мф.22:15–22; Мк.12:13–17; Лк.20:19–26), речи о разводе и повторном браке (Мф.22:23–33; Мк.12:18–27; Лк.20:27–38), вопрос о первой заповеди (Мф.22:34–40; Мк.12:28–34), безответный вопрос Иисуса фарисеям, что они думают о Христе (Мф.22:41–45; Мк.12:35–37; Лк.20:41–44), и история с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин.8:1–11). Евангелия вполне можно рассматривать как рассказ о непрестанной битве умов между Иисусом и Его хулителями. Иисус часто одерживал победы, цитируя или истолковывая Писание, как, например, при искушении Его сатаной (Мф.4:1–11; Лк.4:1–12).

В самой тонкой форме находчивость Иисуса проявляется в нескольких притчах, которые как будто бы служат не полемическим целям, а в сатирическом и завуалированном виде выставляют напоказ жизненную позицию или поведение кого-то. В притче о добром самарянине, например, сбивается спесь с самодовольного законника, который хотел «оправдать себя» (Лк.10:25–37). Притчи о заблудшей овце, потерянной драхме и блудном сыне (Лк.15) – притчи о благодати, которые заставляют умолкнуть ропот фарисеев и книжников, жаловавшихся, что Иисус принимает грешников и ест с ними. В притче о безрассудном богаче Иисус осадил алчного человека, который пытался побудить Его разрешить финансовый спор со своим братом (Лк.12:13–21).

Коротко говоря, хотя Бог изображается в Библии избирающим немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, дополнительная сторона картины выражается в том, что Бог использует также находчивый ум народа для достижения Своих искупительных целей. В самом деле в библейской драме искупления Бог Сам прибегает к хитростям для преодоления сил зла. Коль скоро история искупления представляет собой вселенскую историю со счастливым концом, в Библии мы видим юмор в рассказах о хитроумных уловках.

См. также: ОБМАН; ПЛУТ; ПОПЫТКИ ОТМЕНИТЬ ПРОРОЧЕСТВО; ЮМОР.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle