Смелость
(Boldness)
Библейская тема смелости связана с людьми, чье мужество основывается на доверии к Богу; это отличительная черта праведника, «смелого, как лев» (Притч.28:1). Образ смелости показан на примере многих библейских героев; часто это конкретный смелый поступок, раскрывающий доверие человека к Богу. Одним из таких примеров служит ходатайство Авраама пред Богом за Содом. Признавая себя всего лишь «прахом и пеплом», Авраам, тем не менее, настойчиво торговался с Господом, как продавец на рынке, убеждая Его пощадить Содом сначала ради пятидесяти, затем сорока пяти, сорока, тридцати, двадцати и, наконец, всего десяти праведников в городе (Быт.18:23–32). Бог согласился, но все равно уничтожил Содом и Гоморру, так как там не осталось ни одного праведника (Быт.19:25). Препирательство Авраама с Богом выглядит опасным, но в то же время оно показывает, что он знал Бога и полагался на Его справедливость.
В аналогичном эпизоде, когда Бог решил истребить Израиль за поклонение золотому тельцу, Моисей умолял Его не делать этого, чтобы египтяне не говорили дурно о Господе из-за участи, постигшей Израиль (Исх.32:12). Затем Моисей напомнил о клятве Бога Аврааму произвести из его потомков народ, и тогда Господь согласился пощадить Израиль (Исх.32:13–14). В данном случае будущее Израиля было обеспечено смелостью Моисея. Но у Моисея были основания смело разговаривать с Богом, так как он знал, что Бог верен и выполняет Свои обетования.
Изображение проявленной смелости может также служить поворотным пунктом в повествовании. Часто смелый поступок человека представляется важным этапом в дальнейшем развитии рассказа, заканчивающегося неоспоримой победой Бога и демонстрацией Его силы. Например, смелость Даниила, продолжавшего молиться Богу, несмотря на возникшую угрозу, привела затем к спасению его Богом от львов. В этом выразилось такое яркое свидетельство силы Бога Даниила, что царь Дарий заявил: «Он есть Бог живой и присносущий» (Дан.6:26). То же самое произошло с Седрахом, Мисахом и Авденаго, которые смело предстали перед огнем в раскаленной печи и предпочли лучше умереть, чем поклоняться идолам. И Бог спас их от пламени, тем самым продемонстрировав Навуходоносору степень Своего могущества (Дан.3:16–28). В обоих случаях толчком для развития рассказа послужила проявленная его героями смелость, раскрывшая в конечном счете силу Бога, Который защищает тех, кто уповает на Него.
То же самое относится и к Новому Завету: исполнение Божьих целей и раскрытие Божьей силы происходят в результате смелых поступков полагающихся на Него. Так, Иоанн Креститель проповедовал пришествие Иисуса как Мессии (Ин.1:29–31), а Иисус, рискуя быть побитым камнями, заявил иудеям: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин.8:58). Петр проповедовал перед иудеями на Пятидесятницу, что Иисус есть Христос (Деян.3:12–26), а Павел провозглашал Евангелие перед Фестом и Агриппой (Деян.26:4–23). В каждом случае смелость основывалась на доверии к Богу, раскрывающем Божьи цели и способствующем их исполнению.
Важная отличительная особенность смелых библейских персонажей заключается в осознании ими, что все их действия направляются Богом. Эти люди ведут себя смело и иногда даже как будто бы бросают вызов Богу, но всегда четко понимают, что события, развитию которых они способствуют, находятся под Божьим контролем. Эта смиренная сторона библейской смелости отличает ее от дерзости, выражающейся в неуважении к Богу. Примером дерзости может служить поведение царя Ахава, не обращавшего внимания на Бога и погрязшего в бесстыдном идолопоклонстве (3Цар.16:30–33). Ахав не захотел почитать Бога даже после неоднократных предупреждений, поэтому в его поступках проявлялась не смелость, а безрассудная дерзость, о чем свидетельствует Божий суд над ним (3Цар.22:37–38). Библейский же образ смелости находит выражение в тех, кто почитает Бога и чья храбрость контролируется и направляется их полным доверием к Нему.
См. также: ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ; МУЖЕСТВО; ОПРОМЕТЧИВОСТЬ.