Опрометчивость
(Brashness)
Опрометчивость (или поспешность) характерна для тех, кто говорит или действует необдуманно или импульсивно. Опрометчивые слова или поступки не всегда бывают греховными, однако обычно они демонстрируют отсутствие мудрости и необходимость соответствующего вразумления. В Пс.30:23 Давид признает: «В смятении моем я думал: “отвержен я от очей Твоих”; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе». А в Пс.115:2 он отмечает: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».
Импульсивная опрометчивость – одна из важных тем библейской литературы мудрости, где содержатся неоднократные предупреждения против нее. В ней проявляется недостаток знания (Притч.19:2), и она присуща глупцам (Притч.14:29; 29:20; Ек.7:9; см. ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО). Опрометчивость связывается с безрассудной поспешностью в проявлении гнева (Притч.14:29; Ек.7:9). Она может закончиться посрамлением (Притч.25:8) и привести к лишениям (Притч.21:5). Можно даже быть опрометчивым в своем рвении пред Богом: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Ек.5:1). В Послании Иакова, возможно, самом ярком новозаветном примере литературы мудрости, содержится известное увещевание: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19).
В Библии показаны конкретные примеры саморазрушительной силы опрометчивых решений. Бездумное и импульсивное рвение, проявленное Иеффаем, когда он дал клятву принести в жертву первого, кто выйдет из дома навстречу ему (Суд.11:31–39), и Озой, когда он взялся за ковчег завета (2Цар.6:6–7), привело к роковым последствиям. Поддавшись чувству гнева, Моисей ударил по скале (Чис.20:10–12), Иаков и Иоанн хотели призвать огонь с неба на самарян (Лк.9:54–56), а Петр отсек ухо Малху (Мф.26:51–53; Ин.18:10).
Опрометчивость, или поспешность, может казаться незначительным грехом, однако в Пс.105:33 необдуманные слова Моисея сравниваются с бунтом против Духа Божьего {«они огорчили дух его»}, а во 2Тим.3:4 это качество включено в список наиболее постыдных пороков {«наглы»}. Исаия пророчествовал, что в будущем царстве «сердце легкомысленных будет уметь рассуждать» (Ис.32:4).
См. также: ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО; ГНЕВ.