Опресноки
(Unleavened)
Пресный хлеб – это образ как паломничества, так и неподверженности тлению. Как образ паломничества, пресный хлеб связан с исходом. Израильтяне, спеша покинуть Египет, унесли «тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их» (Исх.12:34). Они пустились в странствие, бежав из земли рабства. Поэтому на ежегодном празднике пасхи ели только пресный хлеб (Исх.12:8), в напоминание о том, что Израиль, даже осев в Ханаане, остается народом паломников.
Праздник опресноков, который начинался сразу же после пасхи (Исх.12:17–20), также должен был напоминать Израилю о его паломнической жизни: «Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб» (Исх.12:20).
Пресный хлеб предписывался для жертвоприношения, которое совершалось при рукоположении священников (Лев.8:2) и при посвящении в назореи (Чис.6:15), а также при хлебной жертве (Лев.10:12). Дрожжи, вызывающие брожение и распад, могли ассоциироваться со злом и тлением, что делало жертвоприношение нечистым. Поэтому только пресный хлеб был приношением, достойным святого Бога (обратите внимание на исключения, Лев.7:13; 23:17–20).
В раввинистических произведениях дрожжи часто символизировали зло и человеческую развращенность, что отражено и в Новом Завете. Иисус предупреждает Своих учеников против закваски фарисеев и саддукеев (Мф.16:6; Мк.8:15), говоря о их лицемерии, заключавшемся во внешней, показной религиозности и внутренней развращенности (Мф.23:25–26). Как небольшое количество дрожжей способно заквасить всю кадку с тестом, так закваска фарисеев и саддукеев распространяется на всего человека и совершенно портит его. Ученики же Иисуса должны были жить без лицемерия, не желая произвести на окружающих впечатление своим исполнением религиозных обрядов.
Апостол Павел выражает эту же мысль в 1Кор.5:6–8, когда говорит о воздействии церкви на брата, уличенного в кровосмешении. Праздник Христа, пасхального Агнца, должен соблюдаться «не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8). Используя тему исхода и связывая ее с поведением, свидетельствующим о новом существовании во Христе, апостол объединяет образы паломничества и влияния: в жизни паломника-христианина нет места старой закваске (см. также Гал.5:9).
См. также: ДРОЖЖИ, ЗАКВАСКА; ПАСХА; ХЛЕБ.