Пасха
(Passover)
Рассказ о Божьем избавлении израильских рабов от зависимости в Египте доходит до кульминационной точки в Исх.12, когда Бог «проходит мимо» домов израильтян и поражает всех египетских первенцев (см. ИСХОД). Это событие было настолько важным, что Бог повелел отмечать его ежегодно в течение недели праздника опресноков. Вечером накануне торжества израильтяне должны были разыгрывать многое из того, что произошло в Египте. Пасха служила для израильтян воспоминанием о самом значительном событии их ранней истории. Пасха и сейчас продолжает оставаться самым важным праздником в еврейском календаре.
Рассказ в Исх.12 рисует яркую картину того, что произошло на первую пасху в Египте. Автор выделяет несколько образов. Три из них имеют особенно важное значение для понимания смысла обряда, который народ должен был совершать. Во-первых, в десятый день месяца каждая израильская семья должна была выбрать годовалого агнца или козленка без порока. Через четыре дня его надо было принести в жертву. Во-вторых, надо было помазать жертвенной кровью «перекладину и оба косяка» дверей (Исх.12:7, 22), чтобы воспрепятствовать «язве губительной» войти в дом и поразить первенцев (Исх.12:13, 23). В-третьих, следовало испечь мясо и есть его с пресным хлебом, не ломая костей животного (Исх.12:8, 46). Показательно, что эти действия во многом схожи с рассказом о посвящении священников из рода Аарона в Исх.29 и Лев.8. Там принесение в жертву овна, окропление его кровью и вкушение его мяса составляют основные элементы обряда посвящения, отделяющего священников как святых Богу. Хотя есть различия в деталях, те же самые элементы присутствуют в обряде пасхи. Жертва животного искупает грех людей, кровь на косяках дверей очищает находящихся внутри, а вкушение жертвенного мяса освящает тех, кто ест его. Участвуя в пасхе, люди посвящают себя как святой народ Богу (ср. Исх.19:6).
Распятие Христа совпало с праздником пасхи. Новозаветные авторы видели в этом глубокий смысл. В синоптических евангелиях (Матфея, Марка и Луки) тайная вечеря представлена как пасхальная трапеза (Мф.26:17; Мк.14:12; Лк.22:7–8), чем подчеркивается значение слов и дел Иисуса. Эта трапеза впоследствии отмечалась как вечеря Господня (1Кор.11:23–33). В других местах смерть Иисуса сравнивается с пасхальной жертвой. На это указывается в Евангелии от Иоанна, где говорится о схожести смерти Иисуса с пасхальной жертвой, поскольку кость Его не сокрушилась (Ин.19:36; ср. Исх.12:46). Еще более очевидной эта связь показана у Павла: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Проводя аналогию между распятием Иисуса и Пасхой, новозаветные авторы подчеркивают искупительную природу Его смерти. Как и первоначальная пасхальная жертва, Его смерть искупает грех народа, Его Кровь очищает, а Его Тело освящает тех, кто вкушает их на вечере Господней.
См. также: АГНЕЦ, АГНЕЦ БОЖИЙ, ЯГНЕНОК; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД, КРЕСТ; СТРАСТИ ХРИСТОВЫ, КРЕСТНЫЕ МУКИ; ТОРЖЕСТВА; УЖИН, ВЕЧЕРЯ.
Библиография:
Т. D. Alexander, «The Passover Sacrifices //Sacrifice in the Bible», ed. RT. Beckwith and M. Selman (Carlisle, UK; Paternoster; Grand Rapids: Baker, 1995) 1–24;
J.B. Segal, The Hebrew Passover from the Earliest Times to A.D. 70 (London Oriental Series 12; London: Oxford University Press, 1963).