Опьянение
(Drunkenness)
В Библии опьянение множество раз показывается как в прямом смысле конкретного физического состояния, так в качестве наглядной метафоры для изображения широкого круга эмоциональных, духовных и нравственных переживаний. Картины, которые рисуют библейские авторы, часто бывают настолько яркими, что какие-либо комментарии к ним кажутся излишними и даже неуместными. Однако для получения общего представления мы все же рассмотрим образы опьянения сначала в буквальном, а затем в переносном смысле.
Ветхозаветные пророки страстно обличали нравственное разложение судей, извращавших само понятие справедливости в Иудее восьмого века до P. X.: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» (Ис.5:22–23). Амос, со своей стороны, бичевал правителей Израиля, которые «пили из чаш вино» (Ам.6:6). Экклезиаст хвалил правителей, которые питаются «для подкрепления», а не для пресыщения (Ек.10:16–17 {евр. «опьянения»}). Абсолютное отвращение и нравственное омерзение, которое пьянство вызывало у пророков Яхве, выразилось в осуждении Исаией распущенности служителей храма: «Священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною» (Ис.28:7–8). Однако, наряду с негодованием пророка по поводу всей этой мерзкой картины, в великолепном описании пьяницы автором Притчей есть нечто глубоко комичное. Вино в конце концов «как змей... укусит, и ужалит, как аспид». Глаза пьяницы «будут смотреть на чужих жен», а «сердце заговорит развратное» (Притч.23:29–35).
Потерей бдительности в результате опьянения быстро пользуется человеческая порочность. Дочери Лота забеременели от своего отца, когда он был под сильным воздействием алкоголя (Быт.19:33–35). Амнон (2Цар.13:28) и царь Израиля Ила (3Цар.16:9) были убиты в состоянии глубокого опьянения. Давид пытался скрыть прелюбодеяние с Вирсавией, напоив Урию (2Цар.11:13). Пьяный Ной лежал обнаженным (Быт.9:21), что привело к проклятию Ханаана. Аввакум проклинает тех, кто умышленно стремится напоить ближнего своего, «чтобы видеть срамоту его» (Авв.2:15).
Метафорические образы опьянения бывают разными. Попавшие в шторм моряки, поднимающиеся до небес и нисходящие до бездны, кружатся и шатаются, как пьяные (Пс.106:27). Апостол Павел пользуется образом ночного опьянения, чтобы по контрасту подчеркнуть необходимость трезвого поведения христианина, ходящего в свете дня (1Сол.5:7–8).
Люди, находящиеся под воздействием сильных эмоциональных или духовных переживаний, сравниваются с пьяными: Анну, переживавшую глубокое эмоциональное потрясение, приняли за пьяную (1Цар.1:13); Иеремия был «как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его» (Иер.23:9), а на Пятидесятницу ученики, говорившие на языках под влиянием крещения Духом, удостоились насмешливых слов: «они напились сладкого вина» (Деян.2:13).
Однако гораздо чаще образы опьянения встречаются в пророческих книгах как метафоры Божьего суда. Вавилон, Едом, Моав и Египет вынуждаются испить чашу суда Яхве и шатаются под воздействием вина Божьего гнева (Иер.25:15–16). В одних случаях речь идет о суде над конкретными государствами и народами за их жестокость и неповиновение, в других народы предстают как символ всего мира, испытывающего эсхатологический гнев Бога в конце времен. Есть образы вечного сна в результате опьянения (Иер.51:57), безумия (Иер.51:7), вызывающего веселья (Иер.51:39), духа опьянения (Ис.19:14), шатания (Иер.25:16) – все это вместе составляет ужасную картину униженного и беспомощного состояния человека в результате его самонадеянности и неповиновения Богу.