Пьяница
(Drunkard)
Судя по яркости библейских образов пьяницы, этот персонаж вызывал у авторов Библии особое нравственное отвращение. Обличения пьяницы (Притч.23:20, 31–32) сами по себе служат характеристикой его нравственной сущности как типа человека, подражать которому не следует. Пьянство – отличительная черта непокорного сына (Втор.21:20; Лк.15:11–13).
Классический портрет пьяницы показан в Притч.23:29–35. Пьяница страдает целым рядом психологических расстройств: он воет, стонет, ссорится, постоянно жалуется и подвержен галлюцинациям. К числу физических признаков относятся раны без причины, багровые глаза, нетвердая походка и несвязная речь. Эта картина дополняется другими библейскими образами: пьяницы кружатся и шатаются (Пс.106:27; Ис.24:20; 29:9), ходят по своей блевотине (Ис.19:14), демонстрируют признаки безумия (Иер.51:7), утрачивают одежду и предстают обнаженными перед людьми (Авв.2:15) и настолько теряют здравомыслие, что могут продать девочку за вино (Иоил.3:3).
Более конкретные формы портрет принимает, когда мы обращаемся к рассказам о пьянстве. Пьяный Ной лежал обнаженным в своем шатре (Быт.9:21). Пьяный Лот вступил в кровосмесительную связь со своими дочерьми (Быт.19:30–38). В состоянии опьянения Навал и Артаксеркс полностью потеряли рассудительность (1Цар.25:36; Есф.1:10–12). В Ветхом Завете сообщается об убийствах напившихся вина царей (3Цар.16:9; 20:16). Нет ничего удивительного, что цари предупреждаются о необходимости держаться подальше от алкогольных напитков, так как они оказывают отрицательное воздействие на рассудительность человека (Притч.31:4–5).
Поскольку пьянство приводит к столь очевидным физическим последствиям, пьяница в Библии предстает одним из самых отталкивающих персонажей. Яркое выражение образ пьянства нашел в словах, что, хотя вино «искрится в чаше» и «ухаживается ровно», в конце концов «как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч.23:31–32).