Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Упование

(Confidence)

Упование подразумевает доверие к чему-то или к кому-то. Упование предполагает высокую степень уверенности и веры, часто – веры в человека, чтобы иметь возможность действовать в соответствии со своими расчетами и надеждами. Мы можем уповать на Бога или на свое положение пред Ним. Мы можем также уповать на других людей, поверяя им сокровенные тайны своей жизни.

Писание показывает, что упование на Бога никогда не приводит к разочарованиям. Из 53 упоминаний об уповании в Писании примерно половина связана со способностью полагаться на Бога или на свое положение пред Ним. Уповающие на Господа раз за разом одерживают победы; верующие убеждаются, что во Христе они обретают уверенность и безопасность. В Притч.3:25–26 сказано: «Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим, и сохранит ногу твою от уловления» . Уповающие на Бога не разочаровываются, а доверяющиеся чему-то иному претыкаются (Притч.10:8, 10; см. также 2Пар.32:7–8; Пс.70:5; Иер.17:7–8; 2Кор.3:4–5; Еф.3:12; Флп. 3:3; Евр.3:14). Упование на надежность положения пред Богом позволяет человеку заявить, что он «увидит благость Господа на земле живых» (Пс.26:13). Мы можем с дерзновением приступать к Богу, зная, что будем не погублены Его гневом за наши грехи, а наоборот выслушаны с любовью благодаря искуплению (Евр.4:16; 10:19; 13:6; 1Ин. 3:21).

Можно также с уверенностью полагаться на праведных. Павел доверял коринфянам (2Кор.2:3; 7:4, 16), которыми гордился и которые приносили ему ободрение и радость. Точно так же муж полностью и с любовью полагается на свою праведную жену (Притч.31:11). В то же время в Писании осуждаются люди, уповающие на самих себя или на неправедных. Иисус резко выступал против такой самонадеянности и в качестве примера привел притчу о фарисее и мытаре, где показал, как опасно полагаться только на себя (Лк.18:9; ср. Иов.6:19–20; Иер.49:31). Упование на других противопоставляет человека Богу (Иез.29:16) и может даже заканчиваться плачевно: «Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери» (Мих.7:5–6). Упование на себя самого или на кого-то еще не только отдаляет от Бога, но и заканчивается разочарованием и крахом. Согласно Мих.7:5–6, смертные существа не могут способствовать самореализации – жизненными обстоятельствами в полной мере управляет только Бог. Идолы безмолвны и бессмысленны, и «подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс.113:16).

В Библии содержатся также предупреждения на этот счет – человеческие существа, будучи греховными созданиями, вполне могут не оправдывать доверия (Притч.11:13; 20:19; 25:9). Самсон доверился Далиде, в результате чего его схватили филистимляне, он подвергся унижениям и погиб (Суд.16:15–30). В то же время в Библии показано, что праведники находятся под покровительством Бога (Пс.24:14; Притч.3:32). Мудрый распознает, на кого он может положиться, и старается быть достойным доверия к нему Бога и других людей.

См. также: ВЕРА; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; НАДЕЖДА, УПОВАНИЕ; ОЖИДАНИЕ БОГА, УПОВАНИЕ, НАДЕЖДА НА БОГА; ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ, ФУНДАМЕНТ; СКАЛА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle