Колесница
(Chariot)
В Библии среди примерно 150 упоминаний о колесницах выделяются три их вида: царские колесницы, боевые колесницы и Божья колесница. Колесницы использовались в войнах, на охоте, в шествиях и для путешествий. Боевые колесницы представляли собой мобильные платформы, с которых на пехоту противника обрушивался град стрел для подавления ее сопротивления. Если колесница останавливалась, с нее можно было метать копья или колоть ими врага. Колесницы использовались также для охвата противника с фланга или его преследования. На охоте зверя гнали на колеснице, если позволяли условия местности. В Египте фараон и его семья в праздничные дни ездили в храм на колесницах. В нескольких местах упоминается о путешествиях на колесницах (напр., 4Цар.5:9), но совершать дальние поездки на них было неудобно и утомительно, так как места для сидения не хватало.
Боевые колесницы изображаются по-разному. В образе «железных колесниц» выражалась идея о материальной мощи, указывавшей на военное превосходство, – на равнине они были непреодолимой силой (Нав.17:16, 18; Суд.1:19; 4:3, 13). Мы читаем также о шуме, производившимся колесницами в бою (Суд.5:28). В целом в рассказах о боевых колесницах рисуется картина огромной военной мощи – ударной и устрашающей силы на поле боя.
Однако колесницы далеко не всегда обеспечивали успех в битве, и в нескольких известных рассказах поражение связывается именно с колесницами. Колесницы становились неэффективными, когда увязали в воде или грязи (Исх.14:25; Суд.4–5). Колесница Ахава стала местом его смерти, когда он переоделся в тщетной попытке обмануть пророчество (см. ПОПЫТКИ ОТМЕНИТЬ ПРОРОЧЕСТВО) и был поражен случайно выпущенной стрелой (3Цар.22). Боевые колесницы Иорама и Охозии стали их катафалками (4Цар.9:24–26, 28). Подрезание поджилок коней и сожжение колесниц символизировало окончательное разоружение поверженного противника (Нав.11:6; ср. 2Цар.8:4). Рисуя картину прекращения Богом человеческих войн, псалмопевец показывает Его сжигающим колесницы (Пс.45:10).
Даже боевые колесницы ассоциировались обычно с образом царя. В количестве коней для колесниц выражалось могущество царя (2Цар.8:4; 3Цар.4:26; 10:26–29). В том же качестве показателя богатства и силы царя колесницы могли служить образом эксплуатации народа царем, который заставлял молодых людей обслуживать свою военную машину (1Цар.8:11–12). Образ колесницы как символа занимаемого положения нашел выражение в стремлении Авессалома завести себе «колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов» (2Цар.15:1).
В других местах образ колесницы служит показателем быстроты передвижения. Скоростью езды на колеснице славился Ииуй; он мчался на ней «стремительно» (4Цар.9:20), чтобы привести в исполнение Божий суд над Иорамом (4Цар.9). Иногда колесницей пользовались, чтобы побыстрее скрыться или избежать опасности (3Цар.12:18; 18:44).
Важное место в библейской символике занимает колесница Бога как Небесного Воителя. Своей колесницей Бог делает облака – эта метафора основывается на подобии быстрого горизонтального передвижения колесниц и облаков (Пс.103:3). В видении Иезекииля Божий престол поддерживается крылатыми животными и колесами колесницы, совместные усилия которых образуют конструкцию, не только летающую в небе, но и передвигающуюся по земле (Иез.1:4–28). Видение Иезекииля основывается на нескольких образах: бури, херувима, престола и небесной колесницы (ср. Наум.1:3; Пс.17:8–16). Такое представление не было чуждо древним: на ассирийском рельефе в Малатье изображена богиня на престоле, который поддерживается состоящими из неоднородных частей крылатыми существами, сидящими на спине шагающего льва (ANEP §537).
Образ передвижного Божьего престола Иезекииль строит на библейском представлении о Боге. У его животных лица человека, льва, тельца и орла, и в этом отражается полновластие Бога над всеми сферами творения. Ободья колес полны глаз, что еще больше усиливает впечатление Божьей вездесущности, выраженной в образе четырех лиц. Глаза на колесах колесницы служат самостоятельной метафорой Божьей вездесущности, как и «очи Господа, которые объемлют взором всю землю» в Зах.4:10 (ср. Откр.5:6).
Образ божественной колесницы встречается и в других местах. Илия был взят на небо «колесницей огненной», запряженной «конями огненными» (4Цар.2:11–12). Когда Бог открыл глаза слуге Елисея, тот увидел, что вся гора у Дофаима «наполнена конями и колесницами огненными» (4Цар.6:17). Над ковчегом завета в храме стояла «колесница с золотыми херувимами, распростирающими крылья и покрывающими ковчег» (1Пар.28:18). В Зах.6 от присутствия Бога для совершения суда выходят четыре колесницы, запряженные конями разной масти.
В Новом Завете образ колесницы встречается три раза. Филипп свидетельствовал евнуху-ефиоплянину, сидевшему в царской колеснице (Деян.8:28–38). Из рассказа следует, что в колеснице могли поместиться, по крайней мере, три человека: кучер (Деян.8:38), евнух-ефиоплянин (Деян.8:28) и Филипп (Деян.8:31). Евнух был придворным эфиопской царицы Кандакии, так что и в этом случае колесница ассоциируется с царем и его свитой. В видениях Откровения шум крыльев ужасной саранчи изображается «как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну» (Откр.9:9), а сами колесницы фигурируют в перечне свидетельств торговой мощи Вавилона (Откр.18:13).
См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ.
Библиография:
Y.Yadin, The Art of Warfare in Biblical Lands (London: Weidenfield and Nicolson, 1963).