Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Теленок, телец

(Calf)

Скот в целом имел большое экономическое значение как в кочевой, так и в земледельческой жизни. Его разводили для получения молока (Ис.7:21–22) и мяса. Телята, как и взрослые тельцы, были символами богатства и благополучия. Успешные отелы коров считались знаком благословения (Иов.21:10), а большие стада делали человека богатым. После разгрома войск Агага Саул проявил неповиновение Богу и не истребил откормленных тельцов и агнцев (1Цар.15:9). Саул попытался присвоить их себе как трофеи данной ему Богом победы. Эта попытка увеличить свое состояние привела лишь к тому, что царство было отторгнуто от него и передано Давиду (1Цар.15:27–29).

Тельцы были не только образом благополучия, своей молодостью они символизировали также жизнерадостную силу и неуемную энергию (Пс.28:6; Мал. 4:2). Как и другие животные, имеющие непокорный нрав, тельцы служили выражением необузданного человеческого поведения, требующего дисциплинарного воздействия (Иер.31:18; Пс.67:31). Израильтянам и их соседям как аграрным народам было известно, насколько корова привязана к своему теленку (1Цар.6:7) и какие тяжелые условия могут заставить ее бросить ребенка (Иер.14:5).

Телец использовался также в качестве заместительной жертвы, хотя и не столь часто, как бык. Годовалого тельца приносили в жертву всесожжения (Лев.9:3), а тельца, возраст которого не указан, Аарон принес в жертву за грех (Лев.9:2, 8; ср. Евр.9:12, 19). При заключении завета, в ходе обряда, аналогичного тем, которые совершались соседями, израильтяне для утверждения завета проходили между рассеченными частями тельца (Иер.34:18; ср. Быт.15:9–10). В данном случае имелось в виду, что всякий, кто нарушит завет, будет забит и расчленен, подобно принесенному в жертву тельцу.

Откормленный (зерном) и содержавшийся в стойле телец служил символом гостеприимства и подобающего угощения. Когда приходили гости, следовало подавать телятину (Быт.18:7; 1Цар.28:24). Такое проявление надлежащего уважения к гостю предоставляло также возможность продемонстрировать благосостояние хозяина. Образ безразличного и тупого теленка, стоящего в стойле для откорма, символизировал тех, кто не хочет заниматься настоящей работой (Иер.46:21). Люди, питавшиеся откормленными тельцами, являли собой пример пресыщенности и потворства своим желаниям (Ам.6:4). Откормленный теленок стал также символом радостного праздника в притче о блудном сыне (Лк.15:23). Во времена, когда не было морозильных устройств, мясо надо было использовать быстро, поэтому количество забитого скота служило показателем размаха празднества. На празднике, для которого закалывался один «откормленный телец», могло присутствовать около двухсот гостей (см. ГОСТЕПРИИМСТВО).

Тельцы и быки занимают важное место в искусстве и религиозных текстах Месопотамии, Малой Азии, Финикии и Сирии. В Библии говорится, что золотому тельцу поклонялись при Аароне у Синая (Исх.32) и позднее при Иеровоаме (3Цар.12). В обоих случаях тельцы отождествлялись с образом Яхве и связывались с Его силой, выведшей народ из Египта. В образе тельца как будущего сильного быка (см. БЫК) выражается также символ потенциальной власти и, возможно, даже взаимосвязи царя с Божеством, лежащей в основе данной от Бога власти. Как полагают некоторые, наряду со львиными головами, престол Соломона был украшен сзади головой тельца (3Цар.10:19). У созданий в видении Иезекииля были ноги, подобные ногам тельца, что делает эти образы еще более загадочными (Иез.1:7). Второе из четырех животных у небесного престола в Откровении показано подобным тельцу (Откр.4:7).

В веке будущем теленок как безвредный представитель одомашненных животных будет мирно сосуществовать с дикими зверями (Ис.11:6). В этой картине мирного сожительства диких и домашних животных находит выражение представление о безмятежном характере телят, их уязвимости, а также о тельце как символе спокойствия и мира.

См. также: БЫК; ЖИВОТНЫЕ; СКОТ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle