Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Стадо

(Flock)

В библейском мире под стадом почти всегда подразумевалась группа овец, хотя иногда речь могла идти о стаде козлов. В конкретном образе стада (в отличие от отдельной овцы) выражается то, что можно назвать групповой динамикой поведения овец как сообщества животных. Исключениями можно считать использование слова стадо в смысле большого количества (Пс.106:41; Иез.36:37–38) или рогатого скота как имущества, как в примерно пятидесяти упоминаниях о «стадах и гуртах» {«мелкий и крупный скот»} – количественном определении, относящемся соответственно к овцам и крупному рогатому скоту.

Значение образа стада (почти двести упоминаний в Библии) не должно вызывать удивления в свете пастушеской обстановки жизни Израиля. В самом общем смысле образ стада символизировал изобилие, благоденствие и Божье благословение. Рост поголовья скота у Авраама и Лота, вынудивший их расстаться, служил показателем, что «был Аврам очень богат» (Быт.13:2). «Множество мелкого скота» (Быт.30:43) у Иакова указывало на экономический успех и на благоволение Бога (Быт.31:12). Фактически определение размеров стада было быстрым и надежным способом оценки финансового положения семьи (Быт.24:35; 29:2). Во Второзаконии с его характерным мотивом благословения/проклятия размеры стада прямо связываются с послушанием или непослушанием Израиля Богу (Втор.28:4, 18). Таким образом, на самом примитивном уровне стада овец символизировали земное изобилие и благополучие, которые часто рассматривались как заветное благословение Бога и награда за послушание (напр., Втор.8:13; 15:14; 2Пар.32:29).

Будучи зримым образом изобилия и зажиточной жизни, стадо овец в глазах земледельца вызывало ясные ассоциации с благосостоянием и даже эстетической красотой. Такими чувствами объясняются ссылки на стада в сборнике пасторальной любовной лирики, известном как Песнь песней. Здесь образ стада соотносится с богатством или ценностью, которые возлюбленный находит в любимой, или с красотой, которую он видит в ней. Ее волосы сравниваются со «стадом коз, сходящих с горы Галаадской» – образ большой ценности, а зубы со «стадом выстриженных овец, выходящих из купальни» – образ чистоты и белизны (Песн.4:1–2; 6:6).

Характеристики стада овец как определенной группы выражаются не в буквальных образах ухода за ними, которые мы видим в Библии, а в метафорических местах, изображающих Божью заботу о Своем народе. Тем не менее эти метафоры основываются на фактических особенностях поведения стада. В большинстве своем образы положительные. «Единство» стада, принадлежащего одному Пастырю, – образ безопасности и общности (Ин.10:16). В том же духе Бог изображается Пастырем, собирающим Свое стадо (Ис.60:7; Иер.23:3), удерживающим его у Себя (Иер.31:10), присматривающим за ним (Иез.34:12), защищающим его (Иез.34:22), сохраняющим его в загоне (Мих.2:12) и пасущим его (Пс.78:13; Ис.40:11; Мих.5:4). Возможно, новозаветные образы церкви как стада (Деян.20:28; 1Пет.5:2) следует рассматривать как исполнение ветхозаветного видения заветного народа как Божьего стада.

С другой стороны, в трудные времена Божий народ рассеивается, подобно овцам (Иер.10:21; 23:2), и обрекается на заклание (Зах.11:4, 7). Хотя и действует принцип «сила в количестве», стадо может служить образом уязвимости. Поэтому мы встречаем упоминания об учениках как о «малом стаде», которым надо руководить, чтобы оно «не боялось» (Лк.12:32), и о нападениях волка, когда наемник оставляет стадо (Ин.10:12; ср. Деян.20:29).

Подводя итог, можно сказать, что образ стада служит выражением как материальной реальности, так и духовного символа. В библейском аграрном мире стада овец были частью повседневной жизни народа земледельцев. Духовное значение этой картине зажиточной жизни придает связь с Божьим благословением за послушание и с системой жертвоприношений, согласно которой люди должны были приносить Богу жертву из скота (напр., Лев. 1:2; 5:6; 27:32). В качестве полновесной метафоры образ стада может служить удачным выражением мысли о соединении Божьего народа под Его опекой.

См. также: АГНЕЦ, АГНЕЦ БОЖИЙ, ЯГНЕНОК; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; КОЗЕЛ, КОЗА; НАЕМНИК; ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ; ПАСТБИЩЕ, ПАЖИТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle