Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Наемник

(Hireling)

Наемником был работник за плату или поденщик, нанимавшийся (обычно на время) для выполнения физической или квалифицированной работы в определенных случаях. Характер работы или службы бывал разным. Поденщики могли наниматься как прислуга (1Цар.2:5 {«сытые работают [нанимаются] из хлеба}), как батраки (Лк.15:17, 19), как рабочие для сбора урожая в саду (Мф.20:1, 7) или даже как рыбаки (Мк.1:20). Квалифицированными работниками были золотых дел мастера (Ис.46:6), каменотесы и плотники (2Пар.24:12), а также наемные воины (Суд.9:4). В Библии образ наемника служит выражением трех основных понятий: лишений, ненадежности и незаинтересованности.

Во многих случаях наемный труд связывается прежде всего с лишениями и жизненными трудностями. Определенное представление о том, что значило быть наемником, мы можем получить из сравнений наемного работника с бедным, нищим и пришельцем во Втор.24:14 и с вдовой, сиротой и пришельцем в Мал.3:5. Три упоминания о работе наемника в притче о блудном сыне (Лк.15:15, 17, 19) в достаточной мере раскрывают смысл образа, если мы осознаем, что наемники принадлежали к низшей из трех категорий слуг: люди, находившиеся в крепостной зависимости (рабы с хорошим семейным положением), слуги (подчиненные рабов) и наемники (нанимавшиеся по случаю). Наемники могли легко становиться объектами эксплуатации, поэтому для защиты их прав были установлены особые законы (Лев.19:13; Втор.24:14–15). Но, несмотря на эти меры, из писаний пророков явствует, что наемники эксплуатировались и что эта эксплуатация была одной из причин Божьего суда над Израилем (Мал.3:5; Иер.22:13). Образ наемника как олицетворения несчастного существования подчеркивается в известном сравнении Иова: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника? Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей, так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне» (Иов.7:1–3).

Наемники служили также символом ненадежности существования. Они перебивались со дня на день, получая плату лишь на пропитание. В переводе NIV наемный работник трижды сравнивается с «временным жителем» или «поселенцем» (Исх.12:45; Лев.25:6, 40). Для выражения мысли о скором Божьем суде над народом Исаия пишет о «годах наемничьих» (Ис.16:14; 21:16). У наемников, имевших работу только в течение определенного срока, не было никакой уверенности в будущем. По окончании работы они предоставлялись самим себе. Единственное, на что мог рассчитывать наемник, так это получить плату в конце дня (Иов.7:2). Образ наемников, получающих плату в конце дня, использовался Иисусом в притче о работниках в винограднике (Мф.20:1–16), в которой важно отметить, что люди, работавшие разное время, получили равную оплату.

В отрицательном смысле библейский образ наемника служит также символом незаинтересованности. Наемники не стремились сделать больше обусловленного договором, так как у них не было никакой заинтересованности в результатах труда. Именно в этом заключается причина наиболее резкого осуждения наемного труда – в притче Иисуса о Добром Пастыре наемник бежит от овец, когда приходит волк (Ин.10:12–13). Наемник бежит, потому что овцы принадлежат не ему, а он заботится только о себе.

См. также: ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ; ПЛАТА; РАБОТА, РАБОТНИК.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle