Счастье
(Happiness)
Утомленный крестьянин закончил долгий рабочий день в винограднике. Солнце клонится к закату. Он садится под одну из многочисленных смоковниц у своего скромного дома. Рядом с ним садится жена, проведшая день на поле. Взглянув на плодоносящие виноградные лозы в долине, они думают, что год выдался хорошим. Урожай богатый. У них родился третий ребенок. Царь, верный слуга Яхве, обеспечил, наконец, безопасность границ и гарантировал народу мир и спокойствие. Так примерно выглядит ветхозаветный образ счастья.
Однако такая идиллическая картина существовала, по-видимому, недолго: «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3Цар.4:25). Пророк Михей ожидал дня, когда «каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» (Мих.4:4). Упоминания о деревьях вызывают в памяти Едем, где Адам и Ева могли отдыхать в тени деревьев сада (Быт.2). Богобоязненному человеку обещается: «Жена твоя [будет], как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» (Пс.127:3; ср. Пс.112:9). В ветхозаветных образах счастья выражаются представления о безопасности от военных нашествий, сельскохозяйственном изобилии, владении землей, плодородии и проведении досуга в тени.
Такой образ счастья принял определенные очертания в завете, заключенном с Авраамом (ср. Быт.12, 15,17). Заветные благословения закона (напр., Втор.28) – просто проявления этих обетований. Поэтому в Ветхом Завете счастье было знаком Божьего благоволения и доказательством выполнения Богом Своих обетований.
Во времена монархии счастье для Израиля напрямую связывалось с верностью царя завету. Когда царь соблюдал завет, народ получал благословение. При мудром правлении Соломона «Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились» (3Цар.4:20). Даже царица Савская сказала: «Счастливы люди твои и счастливы сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» (3Цар.10:8 {«блаженны»}). Показательно, что после смерти Соломона в книгах Царств никто ни разу не изображается счастливым человеком.
В Новом Завете ветхозаветный образ счастья одновременно сохраняется и видоизменяется. Новозаветный верующий продолжает оставаться счастливым в тени виноградной лозы. Но теперь Лозой становится Сам Иисус (Ин.15:1). А Его Царство, проявляющееся теперь в виде Церкви, предоставляет тень блаженства всем ищущим его защиты (Мк.4:30–32). Ветхозаветный образ выражался, прежде всего, в категориях бытового благополучия. В центре же новозаветного образа счастья стоит Иисус Христос: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4:4).
В Новом Завете у счастья есть нравственное измерение. Человек должен пользоваться им не для потворства своим желаниям, а как возможностью для благодарения: «Весел ли кто? пусть поет псалмы» (Иак.5:13). В Новом Завете упор также делается на счастливом состоянии при конечном восстановлении. На небе не будет не только слез, но и характерного для прежнего порядка отчуждения, «ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).
См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ; БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА; ЗЕМЛЯ; ПОКЛОНЕНИЕ; ПСАЛМЫ ХВАЛЫ; РЕБЕНОК, ДЕТИ; СМОКВА, СМОКОВНИЦА.