Времена
(Seasons)
Времена – важнейший образ упорядоченности в Библии. В нем выражается мысль о регулярности, предсказуемости, циклическом чередовании и в некоторых случаях (как совокупного понятия) полноты или цельности. Но «времена» в Библии соотносятся не только с природным годичным циклом. Это понятие носит более общий характер и указывает на назначенное или подходящее для чего-то время.
Природный годичный цикл. Любого, кто обратится к Библии в поисках упоминаний о четырех временах года, постигнет разочарование ввиду их редкости. Прежде всего, для людей в библейском мире существовало только два времени года – лето и зима, и у них было не вполне ясное представление о кратких переходных периодах между ними. Весна понималась как «время, когда выходят цари в походы» (2Цар.11:1; 1Пар.20:1), и она подразумевается как время романтических ухаживаний в Песни песней, где яркие описания распускающихся почек и цветения (Песн.2:11–13; 7:12–14) служат подходящим обрамлением любовной истории.
Лето и зима – основные времена года в библейском мире. Лето жаркое и сухое (Пс.31:4), это время жатвы (Притч.6:8; 30:25; Иер.40:10, 12; Мих.7:1). Зима дождливая (Песн.2:11; Ос.6:3), это время, когда погода холодная и люди чувствуют себя уязвимыми (Мф.24:20; Мк.13:18; Деян.27:12; 2Тим.4:21; Тит.3:12). Представление о жизни в разные времена года мы получаем прежде всего из упоминаний, относящихся к привилегированным классам: прохладная горница (Суд.3:20), зимний дом (Иер.36:22; Ам.3:15), летний дом (Ам.3:15).
Назначенные времена. Перейдем теперь к более общему значению слова временам как распространенному библейскому понятию. Когда мы задумываемся о временах в таком смысле, на память приходит прежде всего Быт.1, где говорится о создании Богом солнца, луны и звезд «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт.1:14). Светила на небе и времена, которые они обозначают, рассматриваются как «знамения» Божьего милостивого, всевластного приведения в порядок всего в жизни. Из ничего возникли не беспорядочность или хаос, а управляемое свыше чередование времен, в которых самих по себе выражается цикл жизни и смерти, а затем опять жизни.
Апостол Павел назвал дождь с неба и времена плодоносные Божьим «свидетельством» людям, что Он существует и любит сотворенных Им людей (Деян.14:17). Даниил услышал свидетельство, прочитал знамения и вознес хвалу Тому, Кто «изменяет времена и лета» (Дан.2:21). В Библии подразумевается, что каждый раз, когда одно время сменяется другим, мы можем слышать глас Божий, обещавший Ною, что во все дни земли Он будет поддерживать порядок, при котором «сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт.8:22).
Провиденциальные знамения Бога требуют послушания со стороны всех объектов созданного Им творения. Когда псалмопевец пишет: «Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад» (Пс.103:19), он тем самым прославляет факт, что каждый элемент творения в совершенстве играет свою роль в соответствии с Божьим замыслом. Можно представить себе солнце и луну, которые обладают собственной волей и передвигаются по небу в послушании Богу. «И аист под небом знает свои определенные времена», – пишет Иеремия (Иер.8:7), проводя параллель между поведением птицы и движением огромных планет, показывая тем самым, что творения на каждом уровне следуют определению Творца. Вместе с тем, Иеремия отмечает, что одна часть творения отказывается подчиняться: человеческие существа, видя знамения и свидетельство, либо сообща дополняют картину, либо отворачиваются и нарушают ее. Отрывок заканчивается обвинением: «А народ Мой не знает определения Господня» (Иер.8:7).
Дождливое время приносит дождь, а время жатвы приносит обильный урожай. Таково гармоничное чередование времен. Но гармония или дисгармония времен часто связывается в Писании с послушанием или непослушанием на человеческом уровне. Это становится понятно любому, кто знаком с концепцией эпохи Возрождения о Великой цепи бытия, в которой устанавливается соответствие между порядком и беспорядком на человеческом и космическом уровнях. Именно такая связь выражается в Притч.20:4: «Ленивец зимою не пашет; поищет летом – и нет ничего». Такая связь действительно существует. В Ветхом Завете Бог раз за разом говорит Своему народу, что если он будет соблюдать Его заповеди, любить Его и служить Ему, «то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой» (Втор.11:14; см. Втор.28:12; Лев.26:3–4). Иеремия, говоря о бунте Божьего народа, предъявляет ему обвинение в отсутствии страха пред Господом Богом, «Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы» (Иер.5:24). Далее пророк говорит, что грехи людей нарушили эти устойчивые сезонные благословения и что все части Божьего упорядоченного мира страдают от последствий человеческого беспорядка. Тем не менее в конце, в свое время, Бог наведет порядок во всем этом беспорядке. Когда в Пс.1:3 праведник сравнивается с «деревом, посаженным при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое», мы понимаем, что Бог, Который в начале упорядочил времена земли, может упорядочить и времена человеческой жизни, приведя каждого Своего последователя к зрелости и принесению плода в надлежащее ему время. Когда автор Екклесиаста пишет, что есть «время всякой вещи под небом» (Ек.3:1), мы понимаем, что Бог, Который в начале упорядочил времена земли, может упорядочить и времена всей человеческой жизни, будь то времена рождения или смерти, войны или мира. Бог управляет свыше всеми временами. Тот, кто игнорирует установленный Им размеренный ритм, не получит дождя и не расцветет. Тот, кто следует за Ним, принесет плод. Таковы образы времен в Писании.
Поэтому Павел имел основания писать Титу, что Бог «в свое время явил Свое слово в проповеди» через Павла (Тит.1:3). В том же предложении Павел отмечает, что Бог обещал вечную жизнь «прежде вековых времен» (Тит.1:2). Здесь он приоткрывает картину, в которой Бог Творец установил времена и определил их следование одно за другим в буквальном и переносном смысле, чтобы каждое время было этапом плана, разработанного свыше с самого начала. В образе времен выражается мысль, что Бог сотворил земное время и установил границы его частей, и хотя мы ограничены жизнью только в один момент времени, мы можем представить себе и оценить образец Его всевластного величия.
См. также: ДОЖДЬ; ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ПОГОДА; СЕЯНИЕ, СЕЯТЕЛЬ; СНЕГ; СУХОСТЬ, ЗАСУХА.