Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Время

(Time)

Так как «время» и «времена» упоминаются в переводах Библии более семисот раз, понятно, что авторы Библии интересовались темой времени не меньше, чем люди современного мира. Более того, представление библейских авторов о времени весьма сложное и тонкое. Вполне можно сказать, что Библия более ориентирована на священное время, чем на священное пространство. При рассмотрении образов времени в Библии становится очевидно, что библейское время – это не просто (но и не менее чем) последовательность событий этого мира.

Жизнь под солнцем: естественное время. Наиболее прямые библейские упоминания о времени не вызывают ассоциаций, они обозначают просто, что нечто произошло. Вопреки распространенному представлению о том, что в Библии нет циклического времени, во многих случаях заметно осознание того, что человеческая жизнь делится на сезоны, что в ней есть циклические повторения. Мы можем воспринимать такое время как естественное, основанное на естественном творении.

Этот тип времени составляет часть изначального творения Бога. Первым актом Божьего творения было создание света и отделение его от тьмы. После этого каждый день творения завершался выражением: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5, 8, 13, 19, 23, 31). Далее Библия содержит многочисленные картины повседневной жизни, основанные на циклах «утро – вечер», «день – ночь», зависящих от двадцатичетырехчасового дня, исходя из каждодневного движения солнца. В Пс.103 говорится о том, как Бог позаботился о мире, сотворяя его, и особое проявление Его заботы – это солнце и луна, от которых зависит время мира (Пс.103:19–23), упорядоченное чередование света и тьмы, с соответствующими действиями животных и людей. Почти две тысячи библейских упоминаний о «дне» и «ночи» показывают, насколько люди зависели от дневного цикла.

Следующий жизненный цикл – неделя из семи дней. Она также связана с сотворением мира Богом, когда после шести дней работы последовал седьмой день отдыха (Быт.2:1–3; Исх.20:8–11). Деление жизни человека на недели как единицу времени, такое привычное в современной жизни (о многих вещах мы думаем как о случающихся «раз в неделю»), тем не менее, имеет очень древнее происхождение, и жизнь евреев нерушимо строилась на неизбежных субботах. Помимо упоминаний о неделях, мы встречаем в Библии более 250 ссылок на месяцы или «новомесячия». Как и многие ссылки на дни и недели, упоминания месяцев часто встречаются в связи с религиозными обрядами закона Моисея, в результате чего даже самые обыкновенные единицы времени в библейскую эпоху были окружены для верующих аурой священного.

В-третьих, годовой цикл был важным упорядочивающим изобретением для библейского общества, основной деятельностью в котором было Земледелие. Сам год был основан на сельскохозяйственном цикле посева, роста и сбора урожая. Ежегодные религиозные ПРАЗДНИКИ, ПРАЗДНЕСТВА соотносились с этапами этого растительного цикла. 750 библейских упоминаний о годах подтверждают, насколько важен был для сознания библейской эпохи год как единица времени.

Последняя единица циклического времени в Библии – это жизненный цикл человека. Он определенным образом развивался от рождения до смерти. Существовала даже общепринятая норма продолжительности жизненного цикла – семьдесят лет (Пс.89:10). В Библии сознание цикличности человеческой жизни подчеркивается острым осознанием смены поколений, которое проявляется в родословных и утверждении в Ек.1:4: «Род проходит, и род приходит» (см. также Пс.77:5–7).

С начала и до конца Библия измеряет время в терминах возобновления и повторения. Фактически, это один из основных библейских образов человеческого и божественного порядка, образца и устройства мира. Благочестивая жизнь – это отчасти жизнь, организованная в соответствии с естественными единицами времени, наделенная священным значением посредством выполнения религиозных практик и обрядов. Это не значит, что библейское представление о цикличности времени соответствует языческим верованиям, основанным на образе умирающего и воскресающего года. Вместо этого мы можем считать, что библейское представление циклического времени коренится в отношениях завета с Богом, Который предписывает определенное время для исполнения духовных обязанностей.

В Библии проводится разграничение не между циклическим и линейным восприятием времени, но между циклическим временем греховным и искупленным. Екклесиаст – классический текст на эту тему. Циклы природной и человеческой жизни сами по себе бессмысленны, они никуда не ведут и делают человеческую жизнь чрезвычайно монотонной (Ек.1:4–11). Но те же самые циклы можно рассматривать как позитивные, и с человеческой, и с божественной точки зрения. Самый знаменитый библейский комментарий о времени – это рассуждение поэта на тему «всему свое время» (Ек.3:1–8). Это превосходное описание жизни под солнцем, устроенной по циклическому образцу. Тон позитивен, речь идет о безвременности, отречении и принятии времени как арены человеческой деятельности, с уверенностью, что Бог «все соделал прекрасным в свое время» (Ек.3:11). В Екклесиасте также дается Божье представление о времени (Ек.3:10–22). Мы узнаем, что время – Божий дар человечеству (Ек.3:10–11), что Бог вложил в человеческий разум способность воспринять трансцендентность времени (Ек.3:11), что правильный человеческий отклик на время – наслаждаться им (Ек.3:12–13, 22), что временные ограничения, которыми связаны люди, призваны внушить им почтение к Богу (Ек.3:14–15) и что время – арена, на которой Бог испытывает духовную сущность людей и где определяется их судьба в вечности (Ек.3:16–21).

Поэтому неверно было бы утверждать, что Библия отвергает восприятие времени как циклическое; напротив, она предлагает возможность наделить земное время трансцендентным и даже божественным содержанием и значением. Признак человеческой мудрости – «знать время» для совершения человеческих действий (Ек.8:5) и быть среди тех, кто знает время (Есф.1:13). Автор Пс.89 рисует трогательную картину изменчивой человеческой жизни в скованном временем мире с молитвой о том, чтобы Бог «научил нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Пс.89:12). Правильно обращаться со временем значит, прежде всего, «дорожить временем» (Еф.5:16), то есть использовать его максимально эффективно, в контексте срочности, исходящей из знания о том, что «дни лукавы».

Наконец, следует отметить одно важное следствие того, что Библия постоянно описывает людей, живущих в обычных, земных циклах времени. Как неоднократно показано в этом словаре, библейская вера в Бога не удаляет людей от земной жизни и не перемещает их в некое неосязаемо-духовное царство. Напротив, великие духовные проблемы решаются среди земного порядка вещей. Вера в Бога не возвышает человека над жизненной рутиной, но придает самой этой рутине трансцендентность с обещанием искупления.

Историческое время. Помимо измерения времени естественными циклами, авторы Библии делят жизнь на исторические эпохи. Это тоже способ структурирования времени. Очевидный пример этого – родословные. В Книге Бытие хронология ранней истории человечества и преемственность завета организуется в родословиях по десять родов каждое (Быт.2:4; 5:1; 6:9; 10:1; 11:10, 27; 25:12, 19; 36:1; 37:2). В целом библейское повествование передает события в хронологическом порядке. Иногда хронология относится к частной жизни человека: «Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» (Быт.12:4). В истории двора время исчисляется сроками правления царей: «В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского... воцарился Иорам» (4Цар.8:16); «в первый год Кира, царя Персидского» (Езд.1:1); «в правление Квириния Сириею» (Лк.2:2).

Здесь основной урок связан также с серьезностью отношения Библии к жизни человека в этом мире. Помимо этого, последовательно располагая события в пространственно-временной истории, Библия отказывается от мифологического стремления располагать события в вымышленном царстве, выходящем за рамки обычного мира. В Библии рассказывается о реальных людях, которые действительно жили на свете, и событиях, которые действительно происходили. Наконец, историческое время линейно, в нем все происходит однажды, что отличает его от повторяющегося циклического времени природы. Необходимо только уточнить, что иногда история Израиля развивается по циклическому образцу, так, в Книге Судей циклически сменяют друг друга грех, суд и раскаяние.

Время Царства. Если вышеупомянутые представления о времени – общие для Библии и человеческого опыта, то в Библии есть еще сложные понятия, связанные со временем, которые встречаются только в ней. Ряд взаимосвязанных представлений о времени можно объединить под рубрикой «время Царства» – имеется в виду, что они относятся к трансцендентной реальности, которая либо выше обычного времени, либо нисходит из трансцендентной сферы для создания истории спасения.

Пророческое время явно присутствует в пророческих книгах. Иногда это сложная для восприятия смесь из ссылок на историческое время, естественные циклы дней и лет и будущие мессианские или апокалиптические события. Часто в этих пророческих видениях время складывается, подобно телескопу: иногда речь идет о близком военном событии, иногда предсказываются события воплощенной жизни Христа, а иногда – то, что произойдет в конце истории, в момент ее завершения. Пророческое время ориентировано на будущее, близкое или далекое, но будущее изображается как имеющее непосредственное значение для настоящего.

Эсхатологическое время – это категория внутри пророческого времени. Его отличие в том, что оно предсказывает события «кончины века» (Мф.24:3), конца истории. Это время – смесь тайны («не знаете, когда наступит это время», Мк.13:33) и конкретных временных последовательностей (речь Иисуса на горе Елеонской в Мф.24–25 содержит полностью разработанную хронологию того, что случится «тогда» или «после» определенных событий). Эсхатологическое время не просто ориентировано на будущее, но конкретно на события конца. Иногда это видно из образов «последнего дня» (Ин.6:39–40; 11:24) или «последних дней» (2Тим.3:1), или «последнего времени» (1Пет.1:5). Даже без этих образов, читая описание эсхатологических видений в Библии, мы чувствуем, что это – обзор последних событий.

В-третьих, есть время, которое можно назвать временем спасения. Сюда относится мессианская история, и не только. Главное в этом восприятии времени – «великая черта», разделяющая всеобщую историю на эпохи до Христа и после Христа, а личную историю – на период до обращения и после него. Читая мессианские пророчества Ветхого Завета, мы попадаем в мир, полный нетерпеливого стремления к некоему моменту будущего. Авторы Нового Завета жили в осознании того, что предсказанное время настало. Сам Иисус заявлял, что «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк.1:15), в то время как в Гал.4:4 рождество Иисуса изображено как случившееся, «когда пришла полнота времени». В более общем плане авторы Нового Завета смотрели на верующих после воплощения как на живущих «в последние дни сии» (Евр.1:2) или в «последний час» (1Ин.2:18, RSV). Если ориентация пророков Ветхого Завета – футуристическая, то в Новом Завете акцент ставится на настоящем: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Подобное деление времени на «до» и «после», или «когда-то» и «теперь», относится и к жизни отдельных верующих. «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе», – говорится в Еф.5:8. Люди, которые «некогда» были «далеко», «стали близки» друг другу во Христе (Еф.2:13); и «бывшие некогда отчужденными и врагами» «ныне» примирились во Христе (Кол.1:21–22).

Последняя грань времени Царства – это время между воскресением Христа и грядущим эсхатоном. За отсутствием лучшего термина мы назовем его временем ожидания. Церковь Нового Завета во все эпохи находится «между временами». Она и принимает участие в новых возможностях, которые Христос принес в мир, и ждет завершения искупления. С одной стороны, христиане живут, осознавая «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол.1:26). Но с другой стороны, творение и церковь «стенают», ожидая окончательного искупления (Рим.8:23). Одна из поразительных вещей, связанных с этим интервалом ожидания, – то, что авторы Нового Завета считают его кратким промежутком времени, который скоро закончится. Согласно 1Кор.7:29, «время уже коротко», а в Книге Откровение мы читаем, что Христос «грядет скоро» (Откр.22:20) и что сатана «знает, что не много ему остается времени» (Откр.12:12).

Выводы. Библейские образы времени достаточно сложны, чтобы мы могли четко разграничить их. Отрывок, в котором они все сливаются воедино, – 2Пет.3. Петр пишет этот эсхатологический отрывок, осознавая, что живет в «последние дни» (2Пет.3:3). Те насмешники, которых он опровергает, скептически относятся к идее второго пришествия Христа по причине цикличности природы, существовавшей с момента сотворения мира (2Пет.3:4). Но Петр, в свою очередь, ссылается на исторические события, которые случились единожды, как прецедент, делающий возможным второе пришествие Христа (2Пет.3:5–7). Петр рисует также запоминающуюся картину эсхатологического конца времен, которая будет отмечена переходом от земной истории к вечности (2Пет.3:7, 10–11). Он описывает текущий век как момент, когда нужно срочно покаяться и принять спасение (2Пет.3:9), время «ожидания и желания пришествия дня Божия» (2Пет.3:12; см. также 2Пет. 3:14). Все эти ссылки на земное время пронизывает убеждение, что Бог находится выше времени и управляет им: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет.3:8).

См. также: ДЕНЬ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ; ЛУНА; ОЖИДАНИЕ БОГА, УПОВАНИЕ, НАДЕЖДА НА БОГА; ПОКОЛЕНИЕ, РОД; ПОСЛЕДНИЕ ДНИ; СОЛНЦЕ; СУББОТА; ТВОРЕНИЕ; ТЫСЯЧА; ЧАС.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle