Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Живот, чрево, утроба

(Belly)

Помимо своего прямого значения, живот или чрево используется в Библии для выражения образов красоты, жадности, внутреннего «я» человека и утробы, дающей жизнь.

Живот как анатомическое понятие. Проклятие змея, обманувшего Еву, заключалось, в частности, в том, что он был обречен ползать на животе и, следовательно, питаться прахом (Быт.3:14). Этот образ повторяется псалмопевцем, который подчеркивает падение Божьего народа, жалующегося на невзгоды и угнетение, в результате чего душа его унижена до праха, а «утроба... прильнула к земле» (Пс.43:26).

Среди прочих достоинств хорошо сложенной фигуры своей любимой возлюбленный восхищается ее «животом» (Песн.7:2), {в NIV и NRSV «талия», синод. «бедра»}). Богатые и не знающие нужды люди отличаются обычно большим животом (Суд.3:17; Иер.5:28 {«тучный»}), а бедные, наоборот, бывают тощими (Ис.17:4). В выражении «телицы Васанские» применительно к богатым женщинам подразумевается тучность (Ам.4:1). Большое чрево бегемота указывает на его силу (Иов.40:11). Живот, связанный напрямую с потребностями физической жизни, иногда противопоставляется духовному началу. Псалмопевец, например, под словами «душа и утроба» имеет в виду «душу и тело» (Пс.30:10; 43:26).

Живот как образ жадности. Желания и аппетиты живота служат метафорическим выражением образа нечестивца и его мотиваций, а сам живот делают символом алчности и необузданных страстей (Иов.20:20). Ненасытность живота символизирует жизнь по плоти (то есть эгоизм), в отличие от жизни в Духе. Притчи о безрассудном богаче (Лк.12:13–21) и о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31) построены на символике удовлетворенного аппетита и подчеркивают безрассудство представления, что целью жизни является сытый желудок (ср. Втор.32:15; Иов.20; Рим.16:18). Тех, чей «бог – чрево» и кто «мыслят о земном», Павел противопоставляет тем, чье «жительство – на небесах» (Флп.3:19–20). Между грехом и желудком существует очевидная и прочная связь, однако Иисус недвусмысленно опровергает, что иудейские законы о питании, устанавливающие категории пищи, которые должны поступать в тело человека, играют какую-то роль в предотвращении греховных желаний и поступков людей (Мф.15:17; Мк.7:19).

Живот как образ души или внутренней сущности человека. В Библии упоминается о смертельных ранах, нанесенных в живот нескольким персонажам (Еглону, Суд.3:21; Амессаю, 2Цар.20:10; Иуде, Деян.1:18). Будучи уязвимым местом в теле человека, живот тем самым служит выражением его внутренней сущности. Еврейские и греческие слова, обозначающие «живот» и по-разному переводимые, постоянно используются как образ «внутренности чрева» (Притч.18:8–26:22; 20:27, 30; 22:18; Иов.15:2, 35; 32:18; Ин.7:38). Чрево человека испытывает определенные эмоции, выражает такие чувства, как скорбь (Иер.4:19), жалость (Лк.10:33; ср. с «милосердием и сострадательностью» в Флп.2:1) и привязанность (2Кор.6:12 {в NIV этот стих звучит так: «Мы не отказываем вам в своей любви, но вы отказываете в ней нам»}).

Живот как чрево или утроба. В поэтических стихах живот называется «чревом» или «утробой» (Иов.10:18; Ис.48:8; 49:1, 5). Разбухание брюшной полости неизбежно связывается с нормальной беременностью, хотя в некоторых случаях оно указывало на прелюбодейство (Чис.5:11–31). Живот женщины сам по себе служил символом рождения человека (Ос.9:11), но вместе с тем это слово часто встречается в идиоматических выражениях, выражающих мысль о собственном чреве: «дети чрева моего» (Иов.19:17); «плод чрева моего» (Мих.6:7), «от самого чрева», то есть с самого рождения (Суд.13:5). Чрево, из которого не исходит жизнь, равнозначно могиле. Иона, отчаявшись самостоятельно выбраться из тела кита, «помолился Господу Богу своему из чрева кита» (Ион.2:2).

См. также: АППЕТИТ; ГРУДЬ; ЖЕЛУДОК; ЛОНО АВРААМОВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle