Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Жесты и позы

(Gestures)

Жесты, которыми сопровождаются какие-то дела или выражения чувств, служат яркой характеристикой как самого действия, так и его исполнителя. Для людей, живущих в определенных культурных условиях, простое упоминание о том или ином жесте дает достаточные основания для оценки душевного или эмоционального состояния человека. В Библии есть множество таких примеров, но теперь их смысл покрыт для нас завесой временного и культурного различия.

Поклонение. Самая большая группа образов жестикуляции связана с поклонением и молитвой. Во многих древних культурах и, в частности, в Израиле молитва совершалась с поднятыми и открытыми руками (1Тим.2:8). Образы молитвы с воздетыми руками мы видим и в поэтических местах (Пс.140:2; Ис.1:15). Воздетые руки сами по себе служили указанием на молитву, как, например, в случае, когда Моисей «простер руки свои к Господу» (Исх.9:29, 33). Простертые вверх ладони рук были, по-видимому, одним из нескольких ритуальных действий, связанных с молитвой (Иов.11:13). Соломон «встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу» (3Цар.8:54). Так же делал и Ездра (Езд.9:5). Иеремия слышал молитву людей о помощи как «голос дочери Сиона», которая «стонет, простирая руки свои» (Иер.4:31; Плч.1:17). Перевернутые ладони поднятых рук символизировали, вероятно, вознесение молитвы вверх: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Пс.140:2). Вполне возможно, что, по народным представлениям, вместе с молитвой к Богу поднимались дух, душа или сердце. В Плаче Иеремии об этом говорится прямо: «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах» (Плч.3:41). Истинного молящегося псалмопевец определяет как человека, «у которого руки неповинны... кто не возносил свою душу к неправде» (Пс.23:4 {«кто не клялся душою своею напрасно»}). Поднятые вверх руки напоминали также молящемуся, что его молитва не будет услышана, если его руки «полны крови» (Ис.1:15) или если в руках есть «хищение» (Иов.16:17). Открытые ладони указывали и на выполнение Божьего требования: «Простирай к Нему руки твои о душе детей твоих» (Плч.2:19); «Во имя Твое вознесу руки мои» (Пс.62:5).

В разные исторические периоды руки поднимались в разных направлениях. «Услышь голос молений моих... когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» (Пс.27:2; ср. 3Цар.8:38). Соломон стоял на коленях в храме с простертыми к небу руками (3Цар.8:54; ср. Пс.5:8). Даниил молился у окна, открытого в сторону Иерусалима (Дан.6:10).

В Писании упоминаются и другие позы и телодвижения, связанные с молитвой и поклонением. Можно привести длинный список жестов, выражающих почтение и преданность: люди падали ниц (1Цар.24:9; 3Цар.1:31), преклонялись (3Цар.19:18; 2Пар.29:29; Пс.21:30; Ис.45:23; Мих.6:6), склоняли голову (Ис.58:5), кланялись (Дан.3:5), клали лицо между колен (3Цар.18:42); простирались (4Цар.4:34), стояли и служили (Дан.3:3, 12), останавливались в молитве (Мф.6:5; Мк.11:25), вставали на колени (Дан.6:10). Преклонение само по себе подразумевало проявление преданности. Исцеленного сирийца Неемана беспокоила необходимость поклониться в храме бога Риммона, и он заранее попросил прощения (4Цар.5:18).

Выражение почтения и уважения. Надлежащее отношение к молитве и поклонению в значительной степени основывалось на жестикуляции, выражающей уважение к человеку. В терминологии, относящейся к служению Божеству и царю, много общего: «Все собрание... пало, и поклонилось Господу и царю» (1Пар.29:20). Приближающиеся к царю должны были кланяться (Быт.23:7; 2Цар.9:6) и падать ниц (Есф.3:2), преклоняться до земли (2Цар.14:33) или просто падать (Быт.50:18).

Есть достаточные свидетельства, что в Древнем мире при обращении с просьбой к лицу, занимающему более высокое положение, надо было ухватывать его за ноги (4Цар.4:27). Сирофиникиянка, возможно, ухватила Иисуса за ноги (Мк.7:25). После воскресения Иисуса ученики ухватили Его за ноги и поклонились Ему (Мф.28:9). Хотя об этом говорится не всегда, такое действие часто сопровождалось поцелуем ног. Грешница выразила свое поклонение неоднократным целованием ног Иисуса (Лк.7:45). В словосочетании «лизать прах» тоже, возможно, имеется в виду раболепное целование ног (Пс.71:9–11; Ис.49:23; ср. Пс.43:26).

Поклонение божествам. Поклонение божествам тоже выражалось в поцелуях. В Ветхом Завете верными изображаются те, кто не преклонялся пред Ваалом и чьи уста не лобызали его (3Цар.19:18). Осия пишет о тех, кто целует тельцов (Ос.13:2). Целование было частью и иудейского богослужения: «Служите Господу со страхом и с трепетом целуйте ноги Его» (Пс.2:11–12 RSV, или «целуйте Сына» {«почтите Сына»}, как в более ранних переводах, если поправка на «целуйте ноги Его» кажется необоснованной). Иов отрицал, что какой-либо из его поступков можно считать проявлением верности языческим богам или отречением «от Бога Всевышнего». Среди прочего он заявил: «Целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление» (Иов.31:27). Возможно, этот жест символизировал «вознесение души к неправде» (Пс.23:4).

Приветствие (поцелуй). В Писании поцелуй служит почти повсеместным выражением приветствия (1Пет.5:14; Рим.16:16; 1Кор.16:20; 2Кор.13:12; 1Сол.5:26) или прощания (Руф.1:14 {«простилась» = поцеловалась}; 3Цар.19:20; Деян.20:37). Иосиф попрощался с отцом поцелуем после его смерти (Быт.50:1). В поэтических местах поцелуй сравнивается со встречей (Пс.84:11) и изображается знаком дружбы или доброй воли (Притч.24:26). Друзья целовались при встрече и расставании (1Цар.20:41). Целовались члены семьи, особенно после долгой разлуки (Быт.29:13; 33:4; 45:15; 48:10; Лк.15:20). Подчиненные целовали своих хозяев. Цари целовали людей, занимающих более низкое положение (2Цар.19:39).

Равные по положению целовали друг друга в лицо, а близкие друзья даже в губы (Притч.24:26). Общепринятый обычай целоваться не снижает значения страстного поцелуя влюбленных (Песн.1:1) или непристойного поцелуя бесстыдной женщины (Притч.7:13). Высшему по рангу можно было целовать ноги, как показывает распространенное выражение «поклонился и целовал» (Исх.18:7; обратите также внимание на 3Цар.2:19, где в масоретском тексте стоит «поклонился», но в LXX сказано «поцеловал»). Различие между выражением почтения (с поклоном для поцелуя ног) и поцелуем в лицо проявилось в поведении Авессалома, который «вкрадывался в сердце Израильтян», относясь к ним как к равным, а не как к слугам (2Цар.15:6).

Помимо выражения почтения, поцелуй служил знаком открытости и доступности. В качестве аналогии с современным обществом можно привести пример протянутой при встрече открытой руки, показывающей, что человек не вооружен. Поцелуй как приветствие выходил за рамки проявления семейной близости и демонстрировал добрую волю и благосклонное отношение приветствующего. Выражение приветствия психологически обезоруживает человека. Для нарушителей этих строгих правил межличностных отношений приветственный жест предоставлял большие возможности для злоупотреблений и обмана. Такие злоупотребления, по всей видимости, не были редкостью: «Лживы поцелуи ненавидящего» (Притч.27:6). Потенциальная опасность притворной дружбы порой становилась конкретной реальностью. Иоав во время приветствия предательски вспорол живот Амессаю (2Цар.20:9–10). Иуда повторил этот вероломный прием, надеясь, что его вполне обычный жест, который был условным знаком, останется незамеченным.

Иисус обратил внимание учеников на его коварство, но не стал препятствовать вы-полнению плана (Мф.26:46–49; Лк.22:48). Такая обязательная общественная условность, как приветствие, могла также служить более тонким оружием. Когда им пренебрегали, это выглядело оскорблением или провокацией. Своим упреком «ты целования Мне не дал» Иисус указал на проявленное невнимание или, возможно, умышленную непочтительность (Лк.7:45).

Радость и счастье. Многие характерные жесты и выражения лица, ассоциирующиеся с радостью, одинаковы в совершенно разных культурах, что, возможно, объясняется их прямой связью с общими для всех физиологическими реакциями. Среди прочего можно назвать «свет лица» (Иов.29:24; Пс.88:16), «светлый взор царя» (Притч.16:15), «светлое лицо» Бога (Чис.6:25; Ис.60:1–5), использование существительного свет (Евр.or) и глагола сиять (Евр.nahar) в значении «радоваться» (Ис.60:5; Иер.31:12; Пс.33:6), а также еврейских слов sahal и shr в значении «блистать» (Пс.103:15).

Радость выражают, в частности, глаза (1Цар.14:27, 29; Езд.9:8). Жизненная энергия заключена в глазах (Пс.12:4; 37:11). Жизнь по Божьим заповедям «просвещает очи» (Пс.18:9). «Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь» (Притч.29:13).

Счастливый держит голову высоко (Пс.109:7). Врата города радостно раскрываются, как бы победно поднимая голову (Пс.23:7, 9). Радостный молящийся вскидывает голову (рог), как дикий бык. «Вознесся рог мой в Боге моем» (1Цар.2:1). Псалмопевец пишет, что его голову возносит Бог (Пс.3:4). Возгласы радостной хвалы сопровождаются рукоплесканиями – самым портативным и легким в обращении музыкальным инструментом (Пс.46:2; Наум.3:19).

Скорбь и печаль. В противоположность радости выражением тяжелого эмоционального переживания служит поникшее лицо (Быт.4:5), и человек кладет голову в прах (Иов.16:15). Сокрушенный горем ходит «с поникшею головою» (Пс.34:14). Скорбящие обычно сидят на прахе (Ис.47:1) или даже покрывают себя пеплом (Мих.1:10). Скорбящие говорят: «Душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле» (Пс.43:26). Скорбящая душа «повержена в прах», как бы разделяя печальную судьбу умершего в прахе мира иного (Иов.40:8 {«зарой в землю»}; Пс.7:6).

Помимо таких проявлений скорби, как плач, человек ходил с растрепанными волосами, в разодранной одежде и бросал в воздух прах или пепел, чтобы он оседал на голове (2Цар.1:2; Неем.9:1; Есф.4:1; Иов.2:12; Ис.58:5; Иер.6:26; Откр.18:19). Кроме того, в древности скорбящие наносили себе увечья. Пророки Ваала демонстрировали свое рвение нанесением себе глубоких ран (3Цар.18:28). Такое поведение было, возможно, связано с периодическим оплакиванием смерти Ваала, выразившейся, в частности, в отсутствии дождя (3Цар.18:1). Молящиеся, приходившие с приношениями в храм Господа, брили бороды, рвали одежды (см. ОДЕЖДА) и ранили себя (Иер.41:5). На греческом языке Нового Завета «скорбеть» происходит от слова «резаться» (koptomai), что свидетельствует об исторической взаимосвязи между этими понятиями, независимо от того, наносили себе раны новозаветные скорбящие или нет (напр., Лк.8:52).

Стыд и раскаяние. Обычай нанесения себе увечий мог сохраняться в более мягкой форме бития себя в грудь (Лк.23:48). Согрешивший опускал глаза и бил себя в грудь в знак раскаяния (Лк.18:13). Аналогичные действия, символизирующие, по-видимому, самоистязание, выражали чувство стыда и раскаяния Иеремии: «Я... бил себя по бедрам» (Иер.31:19; ср. Иез.21:12). Глубоко опечаленный человек ест «хлеб от чужих [то есть хлеб, который приносили в дом траура]» и «закрывает бороду [уста]» (Иез.24:16–17). Осознав свой позор, народы «положат руку на уста» и «будут лизать прах как змея» (Мих.7:16–17).

Гнев и раздражение. Проявление гнева иногда выражалось хлопками рук. В знак недовольства неудачной попыткой Валаама навести проклятие на Израиль Валак всплеснул руками (Чис.24:10). Иов отметил, что Бог посылает против нечестивого восточный ветер. «Всплеснут о нем руками, и посвищут над ним с места его!» (Иов.27:23). Хлопки руками Иезекииль изображает предвестием беды: «Ударяй рукою об руку, – и удвоится меч и утроится» (Иез.21:14).

Для изображения гнева используются и другие образы. Иудеи настолько возмутились проповедью Павла, что в знак протеста начали кричать, метать одежды и бросать пыль в воздух (Деян.22:23). Господь «грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому» (Ис.10:32). Неодобрительный кивок головой выражает критику или осуждение (Иов.16:4). Поэты изображают нечестивых в виде диких плотоядных животных, которые «скрежещут на меня зубами своими» (Пс.34:16).

Словесные поношения дополняются выразительными жестами: «Говорят устами, кивая головою» (Пс.21:8). Окруженный врагами псалмопевец восклицает: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами» (Пс.108:25; ср. Пс.21:8; 104:25). Проходившие мимо разрушенного города всплескивали руками, свистели и качали головой (Плч.2:15). Этими жестами, возможно, отгоняли также злых духов, скрывавшихся в таких заброшенных местах (Соф.2:14–15; Иер.19:8).

Для выражения презрения можно отряхнуть прах с ног (Деян.13:51) или с одежды (Деян.18:6), как бы показывая, что человеку неприятна сама эта земля. Или же таким жестом можно продемонстрировать желание полностью порвать связи ввиду грядущего суда (Мф.10:14).

Взгляд искоса и поджатые губы выдают злые замыслы: «Прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство» (Притч.16:30). Нечестивый мигает (прищуривается) глазами (Притч.6:13).

В Новом Завете перед началом публичных выступлений оратор обычно делал знак рукой, призывая аудиторию успокоиться (Деян.12:17; 13:16; 19:33; 21:40; возможно, Деян.26:1). Похитители левита принудили его к молчанию словами: «Молчи, положи руку твою на уста твои» (Суд.18:19).

См. также: ГРУДЬ; ГУБЫ, УСТА; КОЛЕНО, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; ЛИЦО, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА; МОЛИТВА; НОГА (I), БЕДРО, ГОЛЕНЬ; НОС, НОЗДРИ; ОДЕЖДА; ПОКЛОН, ПРЕКЛОНЕНИЕ, КОЛЕНОПРЕКЛОНЕНИЕ; ПОКЛОНЕНИЕ; ПОЦЕЛУЙ; РУКА; ТРАУР, ПЛАЧ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle