Поцелуй
(Kiss)
Поцелуй служит выражением определенного рода близких отношений. Библейские примеры демонстрируют широкое разнообразие характера такой близости и уровня связанной с ней взаимной преданности. За исключением предательского поцелуя Иуды, большинство известных упоминаний о поцелуях содержатся в Ветхом Завете и относятся к сфере семейных отношений. В ту эпоху знали и любовные поцелуи, но этот образ связан, в первую очередь, со взаимоотношениями между мужчинами в рамках семьи.
В самых распространенных библейских примерах поцелуев имеются в виду объятия в знак сердечных отношений между родственниками или близкими друзьями. Они могут указывать либо на восстановление отношений (напр., Иосиф и его братья, Быт.45:15), либо на примирение (Иаков и Исав, Быт.33:4; блудный сын, Лк.15:20), либо на предстоящую разлуку (Ноеминь и ее снохи, Руфь 1:9; Павел и ефесские пресвитеры, Деян.20:37). Они служат также в достаточной мере традиционным описанием случаев примирения, прощания и так далее. Эти образы несут ярко выраженную эмоциональную нагрузку, как, например, необычный поцелуй благоговения и преклонения получившей прощение женщины в Лк.7:38. Более формальное и общераспространенное «целование святое» ранней церкви (1Пет.5:14; Рим.16:16; 1Кор.16:20; 2Кор.13:12; 1Фес. 5:26) указывает на близость верующих в благодати Христа.
Страстность соблазнительного поцелуя запретной любви хорошо показана в Притч.7:13 на примере необузданной и бесстыдной женщины, показывающей тайные удовольствия неопытной жертве, которую она заманила. Романтический поцелуй воспевается в Песни песней: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих» (Песн.1:1).
Разумеется, поцелуями могут сопровождаться просто-напросто циничные обещания в ходе политической кампании. У поцелуя Авессалома (2Цар.15:5–6), вкрадывавшегося в сердце израильтян, есть современный аналог в виде предвыборной кампании. Человек, демонстрирующий такую притворную близость, может выполнить свои обещания, а может и обмануть. Поцелуй Иуды (Лк.22:47), как и обманные действия Иоава, введшие в заблуждение неосторожного Амессая (2Цар.20:9–10), был верхом вероломства, нарушением всех правил приличия и общественных норм.
Осуждение запретной близости с иноземными богами хорошо выразил Осия возгласом возмущенного изумления: «Люди целуют тельцов!» (Ос.13:2 RSV). Иов тоже признавал возможность тайного пристрастия к поклонению астральным божествам целованием преклонения (Иов.31:26–27). Наконец, метафорическое использование этой риторической фигуры близости («правда и мир облобызаются», Пс.84:11) служит показателем разнообразия образов близости, связанных с поцелуем.
См. также: ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; РОТ, УСТА; СЕМЬЯ.