Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Жесткость, ожесточение, жестокосердие

(Hard, harden, hardness)

Характеристика «жесткий» в отличие от «мягкого», «твердый» в отличие от «податливого» как физическое свойство едва ли вообще встречается в Библии. Она используется как определение психологического, нравственного и духовного состояния, относящегося к разным сторонам поведения человека, в том числе к нежеланию слушать, неспособности понять и непослушанию. Чаще всего в метафорическом смысле ожесточается сердце, как вариант используется образ «жестоковыйности». Различные нюансы ожесточения покажет обзор случаев, в которых этот образ встречается.

Самым известным примером ожесточения сердца служат фараон и египтяне. Иногда говорится, что сердца египтян ожесточал Бог (десять случаев), в других местах ожесточался сам фараон (девять случаев). Как бы то ни было, в образе выражается решимость нечестивого человека противостоять делам, угодным Богу. Когда Бог Сам ожесточает сердце человека, как это явствует, например, из заявления: «Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию» (Нав.11:20), – образ показывает средство, с помощью которого Бог достигает Своих целей через дела нечестивых людей (Рим.9:17).

В других случаях рисуется картина бунта против Божьего провидения. В Пс.94:8 израильтяне увещеваются: «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве». Рассказ об этом событии (Исх.17:1–7) показывает, что тогда израильтяне роптали на Моисея из-за отсутствия воды, а впоследствии оно приведено в качестве одного из десяти случаев, когда Израиль подвергал Бога испытанию (Чис.14:22). В этом мы можем видеть изначальное проявление непокорности, лежащей в основе ожесточения сердец. В подтверждение этому, автор Послания к евреям дважды сравнивает испытание в пустыне с бунтом (Евр.3:8, 15).

В других местах ожесточение сердца выражается в отказе прислушаться к приглашению Бога, как, например, в Евр.4:7, где ожесточение сердца противопоставляется вниманию к голосу Бога. В Иез.3:7, где речь идет о нежелании «дома Израилева» слушать пророка, «крепкий лоб» сравнивается с «жестоким сердцем». В других случаях нежелание откликнуться влечет за собой отказ повиноваться Божьему закону в жизни. Так, в Ис.63:17 ожесточение сердца связывается с отходом от Божьих путей и богобоязненности. В том же духе Иисус заявил, что Моисей дал разрешение на развод «по жестокосердию вашему», хотя это противоречит намерениям Бога (Мк.10:5). В этих отрывках ожесточение сердца означает решительный отказ повиноваться известным заповедям Бога.

В последней группе образов ожесточение сердца рассматривается как духовная Слепота, невежество и даже иррациональное извращение психического состояния человека. Иисус восскорбел об «ожесточении сердец» Его противников, когда они запротестовали против исцеления сухорукого в субботу (Мк.3:5), показав тем самым, что они просто не понимали смысла Его искупительного служения в мире. Описывая хождение Иисуса по морю, автор заметил, что ученики «не вразумились» и что «сердце их было окаменено» (Мк.6:52; см. также Мк.8:17). Слепые глаза Иисус сравнил с окаменевшим сердцем (Ин.12:40). В других местах говорится об ожесточении ума (2Кор.3:14 {«ослеплены»}) и о помрачении разума и невежестве в результате «ожесточения сердца» (Еф.4:18).

Во всех случаях использования этого образа подразумевается резкий контраст ожесточения со своей противоположностью. Мягкость и податливость по отношению к Богу означают просвещенность Божьей истиной, послушание Божьим заповедям исполнение Божьей воли.

См. также: БУНТ, НЕПОКОРНОСТЬ; ГЛИНА; ЛОБ, ЧЕЛО; МЯГКОСТЬ; СЕРДЦЕ; СЛЕПОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle