Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Мед

(Honey)

В библейские времена мед был известен своим сладким вкусом (Суд.14:14; Пс.18:11; 118:103; Притч.24:13; Иез.3:3; Откр.10:9–10) и целебными свойствами (Притч.16:24). Он считался деликатесом и иногда вручался в качестве ценного подарка (Быт.43:11; 3Цар.14:3; 2Пар.31:5; Иез.16:13, 19; 27:17). По этим причинам мед служил показателем или символом изобилия и благоденствия (Втор.32:13; Иов.20:17; Пс.80:17; Иер.41:8). По меньшей мере двадцать раз (напр., Исх.3:8, 17; 13:5) земля обетованная в Палестине названа в Ветхом Завете « землей, где течет молоко и мед». Это обычный символический образ земли, богатой пастбищами и цветущими растениями. Вполне возможно, что в данном случае имеется в виду нектар финиковых пальм, а не мед, собираемый дикими пчелами (см. KB, 213 и Borowski, 127). Если это так, мед символизировал изобилие сельскохозяйственных продуктов (Втор.8:8; 4Цар.18:32).

Исаия иронически изменяет смысл этой символики на обратный, когда пророчествует, что родившийся как знамение ребенок Еммануил будет скоро питаться молоком и медом (Ис.7:15). Поначалу может показаться, что пророк ободряет Ахаза и его двор предсказанием времени благоденствия и Божьего благословения, но Исаия быстро дает понять, что это не так. На землю вторгнутся иноземные народы, которые уничтожат урожай и вынудят Еммануила и других переживших нашествие питаться тем, что осталось на земле (Ис.7:22). В таких тяжелых условиях мед становится символом лишений и суда. Питаясь диким медом на полях, Еммануил осознает последствия бунта против Бога и значение послушания. (Ис.7:15 можно перефразировать так: «Он будет питаться молоком и медом, чтобы научиться отвергать зло и избирать добро».) С лишениями мед связывается также в Мф.3:4 (см. также Мк.1:6), где говорится, что Иоанн Креститель питался акридами и диким медом. Как и Илия до него, Иоанн являл собой пример самоотречения в обществе, отчаянно нуждавшемся в покаянии и в духовном обновлении.

Образом вкушения меда библейские авторы иногда пользуются для изображения приятного времяпровождения. Мудрый отец в Притчах наставляет сына умерять радости жизни (символом которых служит мед) мудростью (Притч.24:13–14) и предупреждает о необходимости быть сдержанным в своих удовольствиях (питании «медом») (Притч.25:13–16, 27; 27:7). В любовной песне, автором которой считается Соломон, вкушение меда символизирует сексуальное наслаждение (Песн.4:11; 5:1; ср. Притч.5:3). Найдя мед в трупе льва, Самсон, возможно, счел его предзнаменованием сексуального удовольствия, которое он вскоре получит (Суд.14:8–9). Он, вероятно, отнесся к меду как к возбуждающему средству, которое придаст ему силы в брачной спальне. (О стимулирующих физические силы свойствах меда см. 1Цар.14:26, 29; 2Цар.17:29.) Получение откровения свыше Божьи пророки сравнивали с вкушением меда (Иез.3:3; Откр.10:9–10; ср. Пс.118:103).

См. также: ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; СЛАДОСТЬ.

Библиография:

O.Borowski, Agriculture in Iron Age Israel (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1987);

S. D. Water-house, «А Land Flowing with Milk and Honeys», AUSS 1 (1963) 152–166.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle