Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Злодей

(Villain)

Архетипический злодей прежде всего отличается тем, что творит зло. Так как формы зла в этом греховном мире весьма разнообразны, перечень конкретных видов злодеев увеличивается. Это могут быть забияки, блудники, прелюбодеи, соблазнители и насильники. Это могут быть искусители, предатели, воры, убийцы, мучители и обманщики. Или же это могут быть богохульники, трусы, лентяи, лицемеры, пьяницы, жадины, хвастуны, заблудшие грешники и насмешники. Возникает впечатление, что не нужно особо стараться, чтобы стать злодеем. Для того чтобы быть таковым, достаточно поддаться злу; но моральных ошибок добродетельных в основном людей недостаточно, чтобы считать их злодеями. Термин злодей указывает также на функции данного персонажа в истории: он противостоит положительным героям и совершает большую часть злодеяний.

Большинство злодеев относится к определенным типам характеров, но в Библии есть и персонажи, которых можно назвать «злодеями вообще». Среди них: Каин, братья Иосифа, жители Содома и фараон исхода, а также Аман, Голиаф, Ахав и Иезавель, Иуда Искариот, Ирод, фарисеи и силы зла из Книги Откровение. Помимо этих злодеев в общем плане, мы можем выделить также отдельные группы злодеев подобно тому, как они систематизированы в «Аде» у Данте.

Одна из групп совершает в основном злодейства сексуального характера. Сюда относятся блудницы, например, Раав, Далида и блудницы из Притч.1–9 (см. БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ), а также соблазнительницы (см. ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ), такие как жена Потифара (Быт.39:7–17) и женщина, соблазняющая наивного молодого человека в Притч.7, или дочери Лота, которые напоили своего отца, чтобы вступить с ним в кровосмесительную связь (Быт.19:30–38). Из мужчин сюда можно отнести таких прелюбодеев, как Давид (2Цар.11:2–5) и человек, который ждет сумерек и переодевается, прежде чем выйти (Иов.24:15), Иуда (Быт.38:12–19) и Амнон (2Цар.13), охотники за женщинами, извращенцы, вроде мужчин Содома (Быт.19:4–10), и мужчины вроде Самсона (Суд.16:1), которые пользуются услугами блудниц. Нет сомнений, это люди, совершающие дурные поступки. Предатели во все времена считались злодеями. Самый знаменитый в истории предатель – Иуда Искариот. К числу предателей можно отнести Авессалома, который пытается отнять у отца царство (2Цар.15:1–12), и других друзей Давида, предавших его (2Цар.15:30–31; 16:5–14). Неудивительно, что в Пс.40:10 Давид особо жалуется на предательство «человека мирного... на которого я полагался, который ел хлеб мой».

Не менее отвратительны в глазах мира убийцы. Мало того, что убийство само по себе – грех; убийцы известны своим жестокосердием. Примеры убийц: Каин (Быт.4:1–16), Давид (2Цар.11:14–25), Иаиль (Суд.5:24–27); жители Гивы, которые насилуют до смерти наложницу левита (Суд.19:22–28); Иезавель и Ахав (3Цар.21). Жестокость проявляется еще сильнее в историях о неоднократных убийствах: Самсон убивает тридцать филистимлян, чтобы взять их одежду (Суд.14:19), Авимелех убивает семьдесят братьев (Суд.9:5), а Порам убивает всех своих братьев (2Пар.21:4).

Злодеи, подобные убийцам, – гонители и мучители. Главные мучители в библейской истории – солдаты и иудеи, которые истязают Христа во время суда и распятия. Гонения также играют важную роль в истории ранней христианской церкви, главным врагом которой сначала являлся Павел, как описывается в Книге Деяний, в числе гонителей были многие иудеи. В эсхатологических речах Иисуса упоминается много жестоких преследований. Гонители в Ветхом Завете – это фараон и надсмотрщики времен исхода, а также цари, которые притесняли пророков. Гонения в их крайней форме приводят к убийствам, как в случае с указом фараона об уничтожении всех иудейских новорожденных мужского пола, а также в случаях с избиением младенцев Иродом и побиением Стефана камнями.

К злодеям можно отнести и тех, кто запугивает или угнетает более слабых. Это тиран, тиранический отец/муж и властолюбивая мать/жена. В псалмах жалобы есть яркие картины, которые, отчасти преувеличенно и метафорически, изображают угнетателей, преследующих своих жертв и желающих уничтожить их (напр., Пс.9:24–32; 93:4–7). Архитипический искуситель или искусительница (см. ИСКУСИТЕЛЬ, ИСКУШЕНИЕ) также пытается осуществить насилие над жертвой.

Еще одна группа злодеев – те, кто ведет себя нечестно. Сюда относятся воры, плуты, разбойники, лицемеры, обманщики (Авраам и Исаак обманывали иноземных царей, выдавая жен за сестер; Иаков обманом получил благословение у Исаака; братья Иосифа сказали отцу, что дикий зверь убил Иосифа) и лжецы (Притч.6:17; 12:22). Лжесвидетели в особенности подвергаются критике в Библии (Исх.23:1; Втор.19:18; Притч.6:19; 12:17; 14:5, 25; 19:5, 9; 21:28; 25:18); повествования, где говорится о лжесвидетельстве, – это неправедный суд над Навуфеем (3Цар.21) и Иисусом (Мф.26:59–60; Мк.14:57). Неправедные судьи, в том числе те, которые берут взятки (около дюжины упоминаний), – это тоже злодеи, в особенности в глазах пророков Ветхого Завета (Ис.5:23; Иез.22:12; Ам.5:12; Мих.7:3). Если основная характеристика таких обманщиков – желание завладеть чем-то для личной выгоды нечестными способами, то мы можем отнести к этой группе и бунтовщиков, пытающихся завладеть тем, что не принадлежит им по праву (см. БУНТ, НЕПОКОРНОСТЬ).

Некоторые отрицательные персонажи виновны в том, что грешат языком. Сюда относятся люди со «зловредным» языком или устами (Притч.10:31–32), льстецы (2Цар.15:4–5; Пс.5:10; Притч.26:28; 27:6; Иез.33:31; Рим.16:18) и те, чьи речи «нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Пс.54:22). Сюда мы также можем отнести бахвалов или хвастунов (примерно двадцать пять упоминаний о похвальбе в отрицательном смысле, не считая Голиафа), а также богохульников (около сорока упоминаний), злоязычных (Притч.10:19), сплетников (Притч.20:19) и ворчливых супругов (Притч.19:13; 21:9, 19; 25:24; 27:15–16).

К отрицательным персонажам относятся не только те, кто совершает греховные поступки, но и те, кого можно назвать греховно бездействующими. Пример этого – трусы. Трусливо вели себя следующие персонажи Библии: Авраам, когда не стал признаваться в том, что Сарра – его жена; двадцать две тысячи человек, которые покинули армию Гедеона, когда им представился шанс (Суд.7:3); десять лазутчиков, которые испугались жителей Ханаана (Чис.13:27–33); Барак, боявшийся один идти на битву (Суд.4:8–9); Моисей и Гедеон, которые не хотели становиться вождями (Исх.3–4; Суд.6:11–40); Петр, отрекшийся от Иисуса; Пилат, который был слишком слаб, чтобы сопротивляться обвинившим Иисуса иудеям; нерадивый слуга из притчи Иисуса о талантах (Мф.25:24–26). Ленивый или беспечный человек, осуждаемый в Книге Притчей, также виновен в воздержании от определенных действий (Притч.6:6–11; 13:4; 19:15, 24; 20:4; 24:30–34; 26:13–16). К этой же категории можно отнести невежественных людей или простаков (Притч.1:24–32; 14:15; 22:3; 27:12). Сложный библейский образ безумца (см. ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО) обрисован так полно, что мы можем ясно представить себе эту неприятную, по сути пустую личность, охарактеризованную не столько совершением каких-либо злодеяний, сколько тем, что этот человек не совершил. Архетипический неверующий в Библии, подобно сомневающемуся Фоме (Ин.20:24–29), виновен в том, что не откликается на призыв к вере.

Еще одна категория злодеев характеризуется своим безнравственным поведением. Сюда относятся пьяницы: пример злоупотребления вином в Притч.23:29–35; Ной, лежащий пьяным в своем шатре (Быт.9:21); пьяный Лот, согласившийся на кровосмесительную связь со своими дочерьми (Быт.19:30–38); Навал и Артаксеркс, в нетрезвом виде выходящие из себя (1Цар.25:36; Есф.1:10–13). Хвастуны ведут себя похоже, например, Голиаф и Самсон.

Последняя категория библейских злодеев – это люди, грех которых заключается в неспособности соответствовать своему положению. Например, заблудший ребенок, присутствующий в Книге Притчей и наиболее ярко описанный в запоминающейся притче Иисуса о блудном сыне, не слушается наставлений своих родителей. Лжепастырь покидает своих овец, когда его присутствие особенно необходимо (Ин.10:12–13). Немногие библейские злодеи подвергаются такому суровому осуждению, как ложные или нерадивые религиозные вожди, не выполняющие своих духовных обязанностей; их типичные примеры: лжепастыри из Иез.34 и фарисеи из евангелий (см. особенно Мф.23, а также многочисленные упоминания о «лжеучителях» в Новом Завете).

В основе всех этих конкретных типов злодеев лежит одна фигура – архетип грешника. В христианском богословии, а также в литературном и народном воображении его прототипами являются Адам и Ева, люди, не послушавшиеся Бога. Все злодеи Библии – вариации на тему первоначального образа.

Тип злодея играет в Библии важную роль по двум причинам. В истории должен быть антагонист, который противостоял бы главному герою и, так как большинство главных персонажей – это, по сути, герои, Библия неизбежно содержит запоминающуюся галерею злодеев. Во-вторых, Библия – это книга, в которой много говорится о человеческой греховности, а греховность, воплощенная в конкретной форме, принимает облик злодея. Для того чтобы представить себе краткий список возможных злодеяний, достаточно прочесть несколько отрывков из посланий (Рим.1:30–31; Кол.3:5–9; 2Тим.3:2–9).

См. также: БЛУДНИЦА, БЛУД, ПРОСТИТУЦИЯ; БЛУДНЫЙ СЫН; ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; ГРАБЕЖ, ГРАБИТЕЛИ, РАЗБОЙНИКИ; ИЗНАСИЛОВАНИЕ, ПОЛОВОЕ НАСИЛИЕ; ИСКУСИТЕЛЬ, ИСКУШЕНИЕ; ЛЕНИВЕЦ, БЕЗДЕЛЬНИК; ЛИЦЕМЕР; НАСМЕШКА; ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ; ОПЬЯНЕНИЕ; ПЛУТ; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ; ПЬЯНИЦА; ПЫТКА; САТАНА; ВОР, ТАТЬ; ТИРАН, ТИРАНИЯ; ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ; УБИЙСТВО; ФАРАОН; ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle