Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Тиран, тирания

(Tyrant, tyranny)

Хотя слова тиран и тирания редко появляются в современных переводах Библии, образ человека, незаконно захватывающего власть и угнетающего подданных, часто встречается в библейском тексте. Значительная часть Ветхого Завета представляет собой так называемую литературу рабов, которая создана людьми, находившимися под гнетом иноземных тиранов. Для подобной литературы характерны насмешливый тон, а также страх, основанный на понимании того, какой тяжелой может быть жизнь под властью тирана. В Библии тиран захватывает власть, которая по праву принадлежит только Богу. Грех тирана – нежелание признать власть Бога и подчиниться Ему. В результате возникает сопутствующая тема правосудия и неизбежного Божьего суда над тиранами и тиранией.

История тирании в Библии восходит к грехопадению (Быт.3). Сатана – первый узурпатор, захвативший то, что не принадлежит ему по закону, и эксплуатирующий человечество. Когда люди согрешили, тенденция к тирании стала частью жизни человека в мире. Мы видим эту тенденцию в проблематике Быт.6:1–4. Кто бы ни были «сыны Божии» из Быт.6:2, речь идет о безумном стремлении этих «сынов» к славе и плодородию. Эти «сыны» сексуально эксплуатируют «дочерей человеческих», что показывает, каким развращенным стал мир. В результате возникает раса «сильных людей» – указание на эксплуатацию политической власти.

Еще одна тираническая фигура – Нимрод. Так как его имя, по-видимому, связано с еврейским глаголом «восставать» (marad), предание наделило его тиранической властью. Он основал первые в мире империи, Вавилон и Ассирию (Быт.10:10–11). В Быт.10:9 Нимрод назван «сильным звероловом» – характерная особенность жестоких и своевольных ассирийских царей. В постбиблейской литературе (напр., иудейской Агаде и мусульманских текстах) Нимрод назван одним из величайших грешников со времен потопа, основными грехами которого были притязания на божественность и готовность финансировать строительство Вавилонской башни, символа бунта человека против Бога.

Самый знаменитый тиран в Библии – фараон, а самый многочисленный народ- поработитель – египтяне, превратившие Египет в темницу для страдающего в рабстве еврейского народа (Исх.1). Фараон пытался помешать исполнению планов Бога, касающихся Его избранного народа (Исх.5–12), и преследовал израильтян, намереваясь снова поработить их (Исх.14). Не скрывая ужасов подобной тирании, повествование, в то же время, высмеивает тирана: показывается тщетность его попыток уничтожить израильский народ и то, как он невольно способствовал спасению будущего вождя Моисея, то есть собственному падению, и даже платил матери Моисея за заботу о собственном ребенке (Исх.2:1–10). В том же тоне описана история об убийстве Еглона Аодом (Суд.3:15–30). Это очевидно также в истории новозаветного аналога фараона, Ирода Великого, который совершает жестокие поступки: он убивает невинных (Мф.2:1–18), но в итоге его перехитрили – волхвы отправились домой другой дорогой, а родители Иисуса бежали в Египет. Его сын Ирод Антипа обезглавил Иоанна Крестителя (Мф.14:1–12).

Еще один впечатляющий образ тирана – Навуходоносор, который хвалился, что Вавилон построен им «в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан.4:27). В соответствии с постоянно присутствующим мотивом Божьего суда над человеческой тиранией, Бог тут же поражает Навуходоносора умственным заболеванием. Навуходоносор, как и все правители, должен «познать, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан.4:22). Тираническая сила не может окончательно узурпировать власть Бога.

Не все тираны Ветхого Завета – иноземные цари. Соломон казался северным коленам тираном (3Цар.12:4, 14; 2Пар.10:4, 10, 14). Ахав охотился на собственных подданных (3Цар.21), еще хуже вела себя его жена Иезавель, убившая пророков Божьих, подстроившая смерть Навуфея с помощью ложных обвинений и в результате наказанная Богом – ее тело сожрали собаки (3Цар.16–21; 4Цар.9:30–37). В Книге Иезекииля Бог обвиняет правителей Израиля в том, что они правили «с насилием и жестокостью» (Иез.34:4).

Архитиран Библии – сатана, или дьявол, который воплощает сам дух тирании. Описанный в Иез.28:12–19 (и, возможно, в Ис.14:12–21) как вдохновляющий могущественных земных царей, он пытается узурпировать положение Бога как правителя вселенной. В Новом Завете он носит титул «князя мира сего» (Ин.12:31; 14:30; 16:11) и «бога века сего» (2Кор.4:4). Движимый гордостью (1Тим.3:6), он со своими демоническими ордами обвиняет, искушает, эксплуатирует, пугает людей и манипулирует ими, так что они пытаются подорвать высшую власть Бога. К той же категории относится новозаветный образ Антихриста, который отрицает Божественность Христа и уже присутствует в мире (1Ин.2:18; 4:3; 2Ин. 1:7). Тирания такого рода – грядущая апокалиптическая реальность, противник Христа придет к власти перед эсхатоном (см. дракон в Откровении).

Но в любом случае в Библии говорится о падении тирании. Тираническая власть нарушает Божью справедливость, ее всегда ждет суд и уничтожение. Поэтому в Новом Завете архитиран – сатана – изображен как уже побежденный крестом (Лк.10:18; Ин.12:31; 16:11; Рим.16:20). После последнего суда он будет брошен в огненное озеро (Откр.20:10). Тирания сменится благодатным и справедливым правлением Царства Божьего.

См. также: АНТИХРИСТ; ВАВИЛОН; ЕГИПЕТ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; САТАНА; ТИРАНИЧЕСКИЙ ОТЕЦ ИЛИ МУЖ; ФАРАОН; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle