Ловушка
(Trap)
Образ попадания в ловушку встречается в Библии часто и связан с физической и духовной опасностью. Сюда относятся образы силков, сетей и ямы. Сам образ прежде всего взят из области охоты и может предполагать убийство птиц, диких животных, таких как олень или антилопа, или ловлю рыбы. Ловушки, которые использовали на Ближнем Востоке в древности, часто представляли собой ямы, покрытые замаскированными сетями; таков был основной метод охоты в те времена. В Иова 18:8–10, отрывке, где Вилдад красноречиво освещает свою любимую тему проповеди – бедствия, которые грешники навлекают на себя сами, – используются слова «сеть», «тенета», «петля», «силки» и «западни». Пс.139:6 также содержит термины, которые в Библии предстают как синонимы ловушки: «силки», скрытые от жертвы, «петли», «сеть», раскинутая по дороге, «тенета».
Многие месопотамские цари описывали битвы как сцены охоты, во время которой их армии успешно бросали охотничью сеть и улавливали противника. Так, образ охоты часто говорит о полном превосходстве охотника над жертвой, и этот мотив повторяется в рассказах о египетских богах и фараонах, которые бросают свою сеть и улавливают в нее все живые существа. Библия продолжает эти месопотамские темы; наиболее часто образ ловушки используется, чтобы показать власть того, кто бросает сеть или устанавливает силки, а также беспомощность пойманного в них.
Наиболее часто с ловушкой, в которую попадает грешник, в Библии сравнивается неправедное поведение. Например, мы видим Божье предупреждение к израильтянам по поводу хананеев. В Исходе и Книге Иисуса Навина Бог неоднократно говорит им, что нужно уничтожить всех хананеев и не вступать с ними в брак, чтобы их боги не стали для израильтян ловушкой (Исх.23:33; 34:12; Втор.7:1–6; Нав.23:13; Пс.105:36). Однако к началу Книги Судей израильтяне уже ослушались Бога, поэтому Он обещал исполнить Свое более раннее пророчество: «Не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд.2:3). Таким образом, идолопоклонство стало одним из основных грехов, в ловушку которого попал Божий народ.
Другие грехи тоже описываются как ловушка. Мудрец из Книги Притчей дает своим ученикам длинный список таких силков зла. Среди них – «язык глупого», поспешные обеты, получение богатств обманом, опрометчивые поступки, введение праведников во грех, лесть ближнему и «боязнь пред людьми» вместо веры в Бога (Притч.18:7; 20:25; 21:6; 22:24–25; 28:10; 29:5, 25). Один из основных образов ловушки в Притчах – это образ человека, попавшего в сети прелюбодеяния. Он идет за соблазнительницей, «как вол идет на убой, и как олень – на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее» (Притч.7:22–23). Екклесиаст предостерегает от грешных женщин: «Горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы» (Ек.7:26). Оба учителя советуют благочестивым людям избегать силков распущенных женщин.
Для авторов Библии грех в целом – ловушка для грешника. В Притчах сказано, что «беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч.5:22). Эта тема раскрывает два разных взгляда на неизбежное наказание аморального человека. Это, прежде всего, следствие праведного Божьего суда над грехом и Его окончательного права судить землю. Однако в Библии наказание представлено также как неизбежное и вполне естественное следствие греха: грех связывает и сковывает грешников, пока они не становятся настолько уязвимыми и слабыми, что по сути сами себя губят. Последняя перспектива изложена в Екклесиасте: «Кто копает яму, тот упадет в нее; и кто разрушает ограду, того ужалит змей» (Ек.10:8). В псалмах неоднократно повторяется эта тема: грешники попадут в собственную яму или силки (Пс.7:16; 9:16; 34:8; 56:7; 58:13). Как человек, который сносит стену, рискует быть ужаленным живущими в ней змеями, так и роющий яму (метафора греха, используемая по всему Писанию) рискует в нее упасть. Отчасти это происходит потому, что грех отвлекает и способен замутить разум человека; так, например, Саул надеялся отвлечь Давида от войны с филистимлянами или поймать его, дав ему в жены одну из своих прекрасных дочерей (1Цар.18:21). Таким образом, грех может быть ловушкой просто потому, что он отвлекает людей от более осмысленных и праведных дел.
Предостережения Нового Завета о грехе во многом подобны ветхозаветным. Иисус называет грех слепотой, говоря, что по его причине грешник скорее всего «упадет в яму» (Лк.6:39). Иисус также описывает день суда как ловушку для уловления тех, чье сердце «отягчалось объядением и пьянством и заботами житейскими»; он настигнет их неожиданно (Лк.21:34–35). Павел описывает жажду богатства как ловушку-искушение, одну из многих «безрассудных и вредных похотей, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9). Понятно, что Бог считает грех приманкой, которая завлекает людей в сеть естественных последствий их действий.
Однако Божий суд над грехом также является важным элементом этой ловушки. Как месопотамские цари и боги, Бог объявляет о Своей высшей власти набросить сеть на народы, установить силки для тех, кто Ему не угоден. Судя Египет, Бог объявляет: «Я закину на тебя сеть Мою в собрании многих народов, и они вытащат тебя Моею мрежею» (Иез.32:3). Израилю Он сообщает, что Сам Он – сеть и силки, которые уловят израильтян, с помощью этой метафоры показывая, что неповиновение Его заповедям приведет их к гибели (Ис.8:14–15). Исаия описывает наказанных израильтян, беспомощных, как добыча, «как серна в тенетах» (Ис.51:20). Они так беспомощны, что «все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: “отдай назад!”» (Ис.42:22). Любой благочестивый человек в сложной ситуации начинает думать, что он, вероятно, неугоден Богу. Иов жалуется: «Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью» (Иов.19:6).
Другой ряд образов, связанных с ловушкой, касается угнетения бедняков могущественными злодеями. Автор псалма просит Бога спасти его от злодеев, которые описаны как охотящиеся на праведников, как жестокие охотники. Грешники «хватают бедного, увлекая в сети свои», роют для него ямы без повода с его стороны (Пс.9:30; 34:7; 118:85; 139:6). Они «приготовили сеть», чтобы поймать автора псалма (Пс.56:7). Иеремия описывает грешников как птицеловов, которые ставят силки «и уловляют людей» (Иер.5:26). Возможно, самое красочное описание грешников как охотников – это описание халдеев у Аввакума. Так как Израиль не повиновался Богу, Он делает халдеев врагами израильтян и «оставляет людей как рыбу в море» (Авв.1:14). В своей великой мощи халдеи начинают завоевывать землю: «Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои», – и радуются военной добыче, не переставая ловить людей, как рыбу.
Из грешников сатана – самый свирепый хищник, и его искушения определены в Новом Завете как «сеть диавольская» (1Тим.3:7; 2Тим.2:26). Таким образом, злодеи часто изображаются как коварные охотники, жаждущие уничтожить и поработить всех, кто слабее.
Однако Бог видит жестокость грешников и справедливо обращает их ловушки, установленные для поимки праведников, против них самих. В Пс.68 собственный богатый стол врагов описывается как ловушка, которая захлопнется над ними – на основании образа распространенной в Месопотамии ловушки, представлявшей собой расстеленную сеть, которая состояла из двух частей и складывалась (Пс.68:23). Бог также объявляет, что Сам будет судить этих людей. Он обещает низвести «кровожадных и коварных» «в ров погибели» (Пс.54:24). Более того, сам сатана и все, кто согрешил, в конечном итоге будут брошены в «бездну» огненную (Откр.17:8; 20:1, 10). Бог обещает, что справедливый суд постигнет тех, кому нравится мучить других; сами грешники станут добычей.
Помимо наказания грешников, Бог постоянно спасает от них праведников. Псалмы полны образов избавления тех, кто взывает к Богу. Когда праведники попадают в силки, Бог «извлекает из сети» их ноги (Пс.24:15). Более того, Бог уничтожает ловушки, которые ставят грешники, так что праведные могут радоваться: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих; сеть расторгнута, и мы избавились» (Пс.123:7). Бог может даже предотвратить попадание праведника в ловушку. В Пс.141 автор молится о том, чтобы Бог сделал это, признавая высшую власть Бога, «знающего стезю» и знающего, где «скрытно поставили сети» (Пс.141:3). Так Бог избавляет жертву и улавливает охотника.
Хотя большая часть библейских образов ловушки связана с грехом или жестоким насилием, в Новом Завете есть один положительный образ ловушки. В евангелиях Иисус сравнивает привлечение новых людей в Свое Царство с рыбной ловлей. Среди учеников есть несколько бывших рыбаков, и, призывая Петра и Андрея, Иисус обещает: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:18–19). Он продолжает эту метафору в притче, где говорится, что Царство Небесное «подобно... неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода» (Мф.13:47); позже плохая рыба отделяется от хорошей и выбрасывается обратно в море. Таким образом, метафора рыбной ловли указывает на избирательность. Она также показывает необходимость чудесного участия Бога в процессе. В Евангелии от Иоанна ученики узнают об этом посредством символического чуда: им не удалось поймать ни одной рыбы за всю ночь, но, когда они забрасывают сеть по приказу Иисуса, она тут же наполняется уловом (Ин.21:1–14). Сеть просто кишела рыбой, но, что удивительно, «и при таком множестве не прорвалась сеть» (Ин.21:11).
В Древнем мире ловля дичи с помощью ловушек была жизненно необходима, с ее помощью человек получал пищу и защиту. Образ ловушки в Библии используется преимущественно метафорически.
См. также: ЖИВОТНЫЕ; ОХОТА; ПТИЦЫ; РЫБА, РЫБАК, ЛОВЛЯ РЫБЫ; ЯМА, РОВ, МОГИЛА, ПРЕИСПОДНЯЯ.