Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Престол

(Throne)

Образ престола – один из наиболее торжественных и емких во всей Библии. Он обозначает власть, могущество, величие и великолепие. В подавляющем большинстве случаев упоминания о престоле в Библии позитивны, они относятся к благосклонной мощи и великолепию человеческого престола или – в невыразимо большей степени – Божьего. Образ престола связан с одним из наиболее важных библейских мотивов: Бог правит как Царь (см. ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО). Многие ученые считают Божье Царство центральным, объединяющим мотивом Библии, а образ престола – неотъемлемая часть этого мотива. Этот образ встречается 135 раз в Ветхом Завете и 61 раз в Новом.

Упоминание престола в буквальном смысле. В небольшом количестве случаев упоминания о престолах связаны с физическими местами, на которых восседали цари. Несколько раз имеется в виду престол Соломона (3Цар.2:19; 10:18–19; 2Пар.9:17–18), один раз – престол, который Соломон поставил рядом со своим для своей матери (3Цар.2:19). Престол Соломона производил сильное впечатление; он был украшен слоновой костью и золотом, к нему вело шесть ступеней, и у него была спинка с закругленным верхом. За подлокотниками стояли фигуры львов – универсальный символ царской власти и могущества на Ближнем Востоке в древности.

На многочисленных древних барельефах цари изображены сидящими на своих престолах (см. ANEP), иногда у них подлокотники в форме львов, как у престола Соломона (напр., ANEP №№332, 458). Престол Соломона стоял в великом зале правосудия, стены которого были выложены кедром от пола до потолка. Есть и другие упоминания о престолах царей в Писании – о престоле Иоаса (2Пар.23:20), Артаксеркса (Есф.5:1), царя Ниневии (Иона 3:6) и Ирода (Деян.12:21).

Символ власти и могущества. Как упоминалось выше, обычно образ престола в Библии символизирует власть, могущество, величие и великолепие.

Человеческие престолы. Наиболее часто упоминания человеческих престолов в Библии указывают на царскую власть и могущество, воплощенные в них. Таким образом, упоминание о царском престоле или о восседании на престоле означает власть и право на царство. Среди таких упоминаний – престолы египетского фараона (Быт.41:40; Исх.11:5; 12:29); израильских или иудейских царей, таких как Ила (3Цар.16:11), Ахав (4Цар.10:3), Ииуй (4Цар.10:30), Иоас (4Цар.11:29) или Иеровоам (4Цар.11:19); вавилонских царей Навуходоносора (Иер.43:10) и Валтасара (Дан.5:20); персидского царя Артаксеркса (Есф.1:2). Человеческие престолы должны быть местами правды и справедливости (напр., Притч.16:12; 20:8; 25:5; 29:14).

Престол Давида. Однако самое частое упоминание о человеческих престолах связано с престолом Давида (около 30 процентов всех упоминаний престолов). Это объясняется великим обещанием, известным как завет, заключенный Богом с Давидом – Бог обещал Давиду, что его потомки вечно будут править на престоле Израиля. Впервые это обещание было дано Давиду пророком Нафаном (2Цар.7), после чего повторялось много раз: в 3–4Царств и 1–2Паралипоменон, в Псалтири (особенно в Пс.88; 131), у Исаии и Иеремии (см. Ис.9:7; 16:5; Иер.13:13; 17:25; 22:4, 30; 29:16; 33:17, 21; 36:30) и в Новом Завете (Лк.1:32; Деян.2:30). Это обещание нашло свое окончательное исполнение в лице Иисуса, превосходнейшего потомка Давида (Мф.1:1; Лк.1:32).

Божий престол. Но чаще всего в Библии упоминается Божий престол (около 60 про-центов). В Писании много раз говорится о Божьем Царстве, и Его престол – зримое доказательство Его всевышней власти. Господь правит со Своего престола, окруженного небесным воинством (3Цар.22:19; 2Пар.18:18), изумрудной радугой (Откр.4:3), двадцатью четырьмя другими престолами (Откр.4:4), стеклянным морем (Откр.4:6) и бесчисленным количеством ангелов (Откр.5:11). Это святой престол (Пс.46:9), престол славы (Ис.63:15; Иер.14:21; 17:12; Мф.19:28; 25:31), и он пребудет вечно (Пс.9:8; 44:7; 92:2; Плч.5:19; Иез.43:7; Евр.1:8; Откр.1:8; 5:13).

Вид этого престола впечатляет: он описывается как горящий огнем (Дан.7:9), сверкающий сапфирами (Иез.1:26; 10:1), исторгающий молнии и громы (Откр.4:5), ослепительно белый (Откр.20:11), от него течет река живой воды (Откр.22:1).

Некоторые престолы в Библии противопоставляются Божьему, например, грешный престол в Пс.93:20 {«седалище губителей»}, царские престолы Вавилона (Ис.14:13; см. Ис.47:1) и Тира (Иез.28:2), и даже престол сатаны (Откр.2:13; 16:10). Все эти престолы не обладают могуществом или привлекательностью в сравнении с могучим и великолепным Божьим престолом.

Чаще всего упоминания о Божьем престоле встречаются в Книге Откровение, что вполне понятно, так как в ней описывается окончательная победа Бога над сатаной и силами зла. Царские мотивы встречаются по всему Писанию и приходят к кульминации в конце исполненной образов Книги Откровение.

См. также: ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ; МЕСТО, СЕДАЛИЩЕ; ЦАРСКИЙ ДВОР; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle