Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Температура

(Temperature)

Авторы библейских книг, жившие в мире без кондиционеров, газовых обогревателей и аспирина, воспринимали температуру как неконтролируемую силу, влияющую на многие сферы человеческого существования. У них также не было точных измерительных приборов, поэтому их описания температуры сводятся к таким общим терминам, как жарко или холодно, которые аудитория должна была понимать на основании собственного опыта. Универсальный опыт, связанный с понятием температуры, создает основу для ряда метафорических использований этого понятия.

Природа. Слова, связанные с температурой, описывают в буквальном смысле физические состояния. Исаия насмехается над делающим идолов человеком, который изготовляет бога из одной половины дерева, а другую половину использует для разжигания огня и говорит: «Хорошо, я согрелся; почувствовал огонь» (Ис.44:16). Физическое тепло – единственное, что может дать такой бог. Жара и холод часто упоминаются для указания на время года, так как чередуются в природе регулярно. Неемия приказывает: «Пусть не отворяют ворот Иерусалимских, доколе не обогреет солнце» (Неем.7:3), потому что днем, когда светло, приближающихся врагов легко можно было увидеть. «Жар дня» – обычное время полуденного отдыха, позволивший Рихаву и Баане застать врасплох Иевосфея (2Цар.4:5; см. также Быт.18:1). Представляется, что в Быт.8:22 указание на температуру используется для обозначения большой продолжительности временных периодов: Бог обещает Ною, что «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».

Как все естественные явления, температура сотворена и поддерживается Богом. Его контроль над ней часто упоминается, чтобы показать: Бог выше всех человеческих ограничений, в то время как библейские персонажи не могут изменить окружающую их действительность. Елиуй, обвиняющий Иова в богохульстве, замечает, что Бог посылает «от севера стужу»; поэтому кто такой Иов, чья одежда нагревается, «когда Он успокоивает землю от юга» (Иов.37:9, 17)? Неспособность Иова управлять температурой указывает на бренность человека, которая противопоставляется могуществу Бога, управляющего теплом и холодом. Это правило очевидно в случае выступления Бога против идолопоклонства Израиля. «Оставляет ли снег Ливанский скалу горы?» – спрашивает Бог. «Иссякают ли из других мест текущие холодные воды? А народ Мой оставил Меня» (Иер.18:14–15). О верности Бога свидетельствует постоянная прохлада источников, питаемых снегами.

Воздействие температуры и укрытие от нее. Так как температуру контролирует Бог, люди – это лишь беспомощные ее жертвы, подверженность температурным воздействиям часто символизирует трудности жизни. Иаков жалуется Лавану, что «томился днем от жара, а ночью от стужи», но Лаван не оценил этой жертвы, напротив, он «десять раз переменял награду» Иакова (Быт.31:40–41). Протесту Иакова вторит притча Иисуса о работниках виноградника. Те, кто проработал весь день, символизируют верных слуг, пострадавших за Царство, и их возмущает, что пришедшие поздно получили ту же плату, что и они, «перенесшие тягость дня и зной» (Мф.20:12). Павел, много лет переносивший подобные трудности, упоминает перепады температуры в числе своих страданий ради Евангелия: «Часто в бдении... на стуже и в наготе» (2Кор.11:27). Он не сомневается, что его готовность терпеть такие трудности заставит замолчать тех, кто ставит под сомнение его качества.

Необходимость терпеть воздействие температуры – участь бедняков и угнетенных, которым праведники должны помогать. Иов утверждал, что помогал тем, кто «нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже»: они были «согреты шерстью овец моих» (Иов.24:7; 31:20). Доброта Иова резко отличается от равнодушия гипотетического лицемера у Иакова: «Если брат или сестра наги... а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15–16). Дружеского приветствия или заботливой молитвы недостаточно для нуждающихся, потому что подлинная вера должна трудиться для облегчения страданий беспомощных.

Представление об опасности жары и холода порождает яркую метафору божественного гнева, который проявляется в виде чрезмерной жары. Моисей обещает, что нарушителей завета постигнет казнь – неверный народ будет поражен «лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром» (Втор.28:22), от которых нет спасения. Неизбежная погибель грешников обеспечена, когда в Откр.16:8–9 четвертая чаша гнева выливается на солнце, «и дано было жечь людей огнем. И жег людей сильный зной». В более позитивном плане, эсхатологическое благословение может принять форму защиты от резкого воздействия температуры. Очищенный остаток у Исаии получит «шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» (Ис.4:6), а люди в белых одеждах у Иоанна «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр.7:16).

Приятные или приносящие отдохновение вещи часто сравниваются с ласковым дуновением прохладного ветерка или холодным напитком в жаркий день. «Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его... Что холодная вода для истомленной жаждою души, то добрая весть из дальней страны» (Притч.25:13, 25). Иисус, давая поручение семидесяти ученикам, приводит в качестве примера холодную воду, говоря об основах Гостеприимства: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды...» (Мф.10:42), – тот получит благословение, отдохновение от Бога, в награду за помощь слугам Божьим.

Духовная жизнь. Температура – это не только ощущение извне. Авторам библейских книг не нужны были термометры, чтобы почувствовать жар лихорадки или холодность трупа. В Новом Завете внутренняя жизнь часто описывается в терминах температуры тела, и наиболее часто внутренний холод представляет духовную глухоту. Иисус предостерегает, что в последние времена «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» – то есть Гонения и трудности побудят верующих отказаться от веры (см. Мф.24:9–13).

В Евангелии от Иоанна состояние холода отмечает этапы отречения Петра от Христа. Заявив, что никогда не отречется и будет сражаться, чтобы предотвратить будущий арест Иисуса, Петр следует за толпой во двор дома первосвященника. Иисуса судят, а Петр находится в темноте и холоде, «греется» у солдатского костра (Ин.18:18). Холодная ночь проникает в его дух и охлаждает его храбрость, и огненное рвение превращается в три ледяных отречения от Учителя.

Температура символизирует духовную активность и в упреке Иисуса, обращенном к лаодикийцам. Иисус знает дела лаодикийцев: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!» (Откр.3:15). Лаодикийцы не дают исцеления и отдохновения, потому что духовно равнодушны – у них нет внутреннего желания служить Христу. В Откр.3:16–19 «теплота» отождествляется с духовным равнодушием.

Гнев. Жаркий всплеск гнева в Библии может обозначать чрезвычайное внутреннее волнение, которое может проявиться в насильственных действиях. Часто антропоморфный образ кипящего гнева применяется к Богу, к Его возмущению грехом и идолопоклонством и грядущего суда над ними. Моисей живо вспоминает, что, когда израильтяне стали поклоняться золотому тельцу, «я страшился гнева и жаркой ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас» (Втор.9:19 NASB). Этот внутренний жар Божьего гнева чуть не привел израильский народ к погибели (Исх.32:10). Это же слово (hema) использует автор псалма, когда просит Бога: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня!» (Пс.6:2; 37:2). Этот жаркий образ созвучен с теми местами, где Божий гнев описывается как «воспылавший» (Суд.2:14; 10:7).

См. также: ВЕТЕР; ВОДА; ГНЕВ; ОГОНЬ; ПЛАВЛЕНИЕ, ТАЯНИЕ; ПОГОДА; СНЕГ; СУХОСТЬ, ЗАСУХА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle