Тень, сень
(Shadow)
Тень в Библии никогда не связывается с образом мрачной тьмы. В жарком климате Палестины тень служит преимущественно образом защиты и убежища, особенно под покровом Яхве.
Крылья Яхве предоставляют тень стремящимся укрыться в Нем (Пс.16:8), чтобы найти либо временное укромное место (Пс.56:2), либо постоянное место покоя (Пс.90:1). Природное основание этого образа показано в Ис.34:15 (ср. Мф.23:37). Но особенность этого образа в псалмах, где подразумевается, что такое место находится в храме, побуждает некоторых исследователей высказывать предположение о его связи с херувимами. Но херувимы никогда не приравниваются к Самому Яхве. В этом плане следует, скорее, обратить внимание на древний образ Яхве, несущего Свой народ по пустыне на орлиных крыльях (Исх.19:4). В других местах можно отметить образы защитной тени руки Яхве, покрывающей «раба Господня» (Ис.49:2; 51:16), и эсхатологического Облака Главы Яхве, которое покроет тенью восстановленный Сион (Ис.4:5–6; ср. Исх.13:21).
Распространенным образом защиты, предоставляемой народам и земным правителям, служит тенистое дерево. Помимо защиты, в этом образе часто подразумевается поддержка или обеспечение средствами к существованию. Ассирия была «кедром на Ливане», «под тенью» которого жили многочисленные народы (Иез.31:3, 6; ср. Дан.4:9, где речь идет о Вавилоне тоже с обязательным упоминанием о птицах небесных и полевых зверях). Восстановленный Израиль будет как дерево, в тени которого будут жить люди (Ос.14:6–8), как ливанский кедр, предоставляющий тень всяким птицам (Иез.17:23), или, наконец, как горчичное зерно, выросшее в дерево, в ветвях которого смогут укрываться птицы (Мк.4:32). В одном из псалмов восхождения, прославляющих Божью защиту, образ дерева, защищающего от солнечных лучей, сочетается с воинским образом оруженосца для создания картины, в которой Бог изображается как «сень твоя с правой руки твоей» (Пс.120:5).
В Ис.32:2 князья восстановленного Сиона сравниваются с тенью от высокой скалы в пустыне. Но тень от скалы никогда не связывается с Яхве, несмотря на обилие образов Яхве как скалы в разных местах. В совершенно ином контексте влюбленная в Песн.2:3 сравнивает своего жениха с яблоней, дающей тень для отдохновения.
«Тень» иногда служит метафорой, утратившей связь с основным смыслом слова и означающей просто «защиту» или «укрытие» (напр., Ек.7:12, где мудрость названа сенью, как «сень дерева», и Быт.19:8, где речь идет о защите «под кровом дома»).
«Смертная тень» (напр., Пс.22:4) – неправильный перевод, восходящий к LXX. Еврейское слово salmawet – не производное от «тени» и «смерти», оно образовано от корня ʾlm, означающего «глубокая тьма». Но через Ис.9:2 в LXX образ «тени смертной» вошел в Новый Завет (Мф.4:16; Лк.1:79), хотя и остается там не вполне определенным.
Под влиянием использованного в LXX слова episkiazo (ср. Исх.40:35 и особенно Пс.90:4) в Новом Завете слово «осенять» употребляется не столько в смысле Божьей защиты, сколько Божьего присутствия или Божьей силы, как в случае присутствия Святого Духа при зачатии Иисуса (Лк.1:35) или облака при преображении (Мф.17:5). Народное представление об этом образе проявляется в попытках получить исцеляющую силу от тени Петра (Деян.5:15).
В других случаях в образе тени выражается эфемерная природа человеческой жизни. Мимолетность жизни сравнивается с «уклоняющейся» тенью (Пс.101:12; 108:23) и изображается как тень (1Пар.29:15; Иов.8:9; Ек.6:12). Не совсем ясно, основывается ли образ на нематериальной природе тени (Иов.17:7) или на ее преходящей природе (Иов.14:2; Пс.143:4). Обратите также внимание на мысль об утраченных возможностях, которая присутствует в образе вечерней тени в Иер.6:4. Но вечерняя тень может также символизировать мирную кончину праведного (Ек.12:13) или даже время романтического отдохновения (Песн.2:17). Эфемерная природа тени используется в Новом Завете применительно к установлениям Моисеева закона (Кол.2:17), которые представляют собой лишь тень грядущей небесной реальности (Евр.8:5; 10:1).
Особое место в Библии занимает образ неверности в выражении «тени перемены» (Иак.1:17). Здесь, опять же, зло связывается не с тьмой тени, а с ее непостоянством.
См. также: ЗАЩИТА; СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ; ТЬМА, МРАК; УБЕЖИЩЕ, ПРИБЕЖИЩЕ.
Библиография:
О. Keel, The Symbolism of the Biblical World (New York: Crossroad, 1978) 190–192;
D.W.Thomas, «Salmawet in the Old Testament», JSS 7 (1962) 191–200.