Спящий Бог
(Sleeping god motif)
Представление о спящем божестве на первый взгляд кажется несовместимым с Библией. Ведь в Пс.120:4 утверждается, что Бог не дремлет и не спит. Разумеется, образ спящего божества, в первую очередь, связывается с антропоморфизмом языческих религий. Наивысшего выражения в Библии он достигает в сцене, когда Илия во время своего столкновения с 450 пророками Ваала на горе Кармил в полдень начал насмехаться над ними. «Кричите громким голосом, – издевался Илия, – ибо он бог... может быть, и спит, так он проснется» (3Цар.18:27). Аналогичные насмешки встречаются и в пророческих обличениях идолопоклонников: «Горе тому, кто говорит дереву: “встань!” и бессловесному камню: “пробудись!”» (Авв.2:19).
Но и сама Библия не лишена антропоморфических образов: поэты рисуют образ Бога, Которого надо пробудить ото сна. Чаще всего такие места встречаются в псалмах жалобы, когда автор, придя в отчаяние от бездеятельности Бога, дает волю своим чувствам и изображает Бога спящим. «Пробудись!» – восклицает он в Пс.7:7. И снова: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись» (Пс.43:24). «Подвигнись, пробудись для суда моего» (Пс.34:23; см. также Пс.58:5–6).
В унисон с личными псалмами жалобы ветхозаветные пророки в аналогичных выражениях умоляют Бога освободить плененный народ. «Пробудись, пробудись, облекись крепостию, мышца Господня! Пробудись, как в дни древние» (Ис.51:9 RSV). С помощью той же символики может выражаться и уверенность: «Ибо Он поднимается от святого жилища Своего» (Зах.2:13).
Как нам относиться к такому удивительному изображению спящего Бога в Библии? Оно вписывается в антропоморфическую картину, в которой Бог, хоть Он не материальное, а духовное существо, наделен человеческими свойствами, например, у Него есть мышца и уши, и Он ведет Себя как человек, например, изменяет решение или обоняет аромат приношений. Образ спящего Бога появляется в Библии в местах, где речь идет об угнетении человека или народа. Поэтому в изображении спящего Бога, Которого надо разбудить, выражаются человеческие эмоции, а не богословское понимание Бога.
См. также: СОН.
Библиография:
B.F. Batto, «The Sleeping God: An Ancient Near Eastern Motif of Divine Sovereignty», Biblica 68 (1987) 153–177;
Т.Н. McAlpine, Sleep Human and Divine in the Old Testament (Sheffield: JSOT, 1987).