Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сатира

(Satire)

Сатира – это раскрытие человеческого порока или безрассудства через обличение или осмеяние. Она может проявляться в любой форме или в любом жанре, в том числе в описательной прозе, рассказах, поэзии и провидческих писаниях. Она может представлять небольшую часть произведения или быть его основной темой. Она может занимать всю книгу (напр., Амоса) или выражаться в краткой притче. Одна из особенностей сатиры заключается в свободе преувеличения или крайнего упрощения для достижения сатирического эффекта. Самое главное – сатира направлена на разоблачение, ставит под сомнение существующий статус-кво, нарушает привычный ход мышления, покушается на общепринятые нормы и вызывает чувство неловкости.

Сатира строится на четырех элементах, главный из которых – один или несколько объектов критики. Объектом критики может быть конкретный нравственный порок, например, алчность или гордость, или порочное общество в целом. Им может быть типичный персонаж или стиль поведения, но чаще она связана с исторической спецификой, например, когда ветхозаветные пророки рассматривают конкретные события, происходившие у конкретных народов, или когда Иисус обличает определенную религиозную группу фарисеев. Сатира часто относится к определенному месту и времени, поэтому для полного ее понимания требуется знание исторической обстановки.

Второй элемент сатиры – средства сатирического выражения, то есть форма, где сатирик воплощает свою критику. Наиболее распространенной сатирической формой служит рассказ, в котором действующие лица и их дела демонстрируют поведение или черты характера, которые сатирик хочет подвергнуть осмеянию. Столь же часто встречается словесный портрет личности, в которой воплощаются безрассудство или порок, обличаемые сатириком. Средством выражения сатирической критики может быть отдельная метафора – например, когда Амос называет богатых женщин своего общества «телицами Васанскими» (Ам.4:1) или когда Иисус обращается к фарисеям как к «вождям слепым» (Мф.23:16). Встречаются и прямые обличения, во главе списка которых стоят предсказания «горя»: «Горе беспечным на Сионе» (Ам.6:1).

Третий элемент сатиры – сатирический тон у в котором выражается отношение автора к объекту критики. Существуют два варианта, известные среди литературоведов по именам двух римских сатириков, с которыми эти формы связываются. Горациева сатира (по имени Горация) прозрачная, светская и тонкая. В ней используется ненавязчивый подход для приведения аудитории к негативной оценке объекта критики. Иллюстрацией такого подхода служат Книга Ионы и некоторые притчи Иисуса. Ювеналиева сатира (по имени Ювенала) едкая, язвительная и злая. Примером служат Книга Амоса и речь Иисуса против фарисеев в Мф.23. Можно сказать, что в одном подходе порок или безрассудство высмеиваются, а во втором бичуются.

Наконец, сатира нуждается в норме – ясно выраженном или подразумеваемом образце, с позиции которого ведется критика. Эта норма добродетели или праведного поведения обычно прямо выражается в сатирическом произведении, хотя и занимает меньше места в сравнении с объектом критики. Цель состоит в демонстрации, пусть даже краткой, альтернативы образам безрассудства или нечестивого поведения, обличение которых составляет основную часть сатирического произведения. Амос, например, перемежает книгу призывами к праведному поведению и напоминаниями, что в Божьей справедливости выражается образец, в соответствии с которым народ должен обновиться, а Иисус обычно сопровождает сатирические притчи зарисовками, показывающими принцип, нарушенный неправильным поведением персонажей притчи. В сатирическом обличении норма иногда не высказывается прямо, и в таких случаях автор оставляет читателям возможность делать выводы самим.

Совершенно очевидно, что Библия от начала до конца представляет собой сатирическую книгу. Больше всего сатирических мест в пророческих книгах, где мы видим непрекращающуюся критику пороков общества и отдельных людей. К второй большой категории относятся притчи и речи Иисуса. Видное место сатира занимает в библейских рассказах, где полностью идеальные персонажи – редкость, а основное внимание уделяется порочному или аморальному человеческому поведению. Сатирическими могут быть также поэмы (например, псалмы жалобы с сатирическими портретами врагов поэта) и притчи.

См. также: ГОРДОСТЬ; КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ; КНИГА ПРОРОКА АМОСА; ЛИЦЕМЕР; ПРИТЧА, ИНОСКАЗАНИЕ; ПРИТЧА, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle