Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга пророка Амоса

(Amos, book of)

Основная тема, пронизывающая неоднородную ткань книги Амоса, – неотвратимость суда в сочетании с видением конечного восстановления. Читатель сразу же сталкивается с несколькими пророчествами о суде в виде выразительных метафор: Бог, Который был для Израиля пастырем, становится теперь рыкающим львом (Ам.1:2; 3:8). Он изображается как Бог суда, угрожающий непослушному народу разными бедами, но в то же время призывающий людей к делам покаяния. В своей сатирической книге Амос демонстрирует умение пользоваться пародийными драматическими приемами (изменяя конечный смысл привычных формулировок). Кроме того, он предстает мастером простонародной сатиры, благодаря чему этот не получивший никакого образования пророк из Фекои стал выразителем социального и духовного протеста.

Пророчества Амоса сведены в четыре тематических ряда. Первая тема включает восемь пророчеств о суде над сиропалестинскими народами (Ам.1:3–2:16). Используя обычную пророческую схему географической последовательности, Амос объявляет сначала о суде над народами, окружающими Израиль (в том числе над Иудеей), а затем переходит к основному объекту своего служения – Северному Царству. Три группы пророчеств второй темы, обличающих многочисленные грехи Израиля (Ам.3:1–6:14), открываются стандартной формулировкой (Ам.3:1;4:1;5:1) и одинаково заканчиваются (Ам.3:11; 4:12; 5:16), а весь этот раздел завершается пророческой картиной суда с выражением уверенности в неизбежности завоевания Израиля. Третья группа пророчеств представлена в форме пяти видений о грядущем суде (Ам.7:1–9:10), каждое из которых открывается стандартной формулировкой (Ам.7:1, 4, 7; 8:1; 9:1). В рассказе об этих видениях любопытно отметить использование такого литературного приема, как включение в повествование автобиографических сведений (Ам.7:10–17), служащих как бы связующим звеном между первыми тремя видениями, показывающими безнадежное духовное состояние Израиля, и двумя последними, предсказывающими неизбежность близкого суда над Израилем. Последняя часть – пророчество о спасении, дающее надежду на восстановление и вечные благословения благодаря установлению царства в соответствии с обетованиями Давидова завета (Ам.9:11–15). Последние два пророчества о суде из предыдущего раздела тесно связываются с пророчествами о спасении повторением таких слов, как «в тот день» (Ам.8:3, 9, 13; 9:11) и «наступают дни» (Ам.8:11; 9:13).

Другие примеры композиционного единства можно видеть в рамках отдельных групп пророчеств. Первый ряд пророчеств о суде над народами следует одной и той же схеме:

1) вводная часть («Так говорит Господь»);

2) одинаковая пара обвинений («за три преступления... и за четыре»);

3) формулировка осуждения («не пощажу их»);

4) конкретность обвинительного акта (в каждом случае Амос называет только один из четырех объявленных грехов);

5) провозглашение суда (начинающееся со слов «и пошлю огонь...»).

Пророчество о суде в Ам.5:1–17 опять же сделано в хиазматической форме: провозглашение суда (Ам.5:1–3, 16–17), призыв к покаянию (Ам.5:4–6, 14–15), предъявление обвинения и вынесение приговора суда (Ам.5:7–13), а два пророчества о скорби содержат обычные элементы осуждения, критики и угрозы (Ам.5:18–26; 6:1–17).

Придерживаясь позиции пророка, прямо и откровенно высказывающего свои мысли в сатирическом ключе, Амос (как и Михей) пользуется языком и образными выражениями простого народа. Его пророчества о суде окрашены в пастырские тона, наполненные представлениями и словами, связанными с повседневной жизнью и черпающими вдохновение в природном и аграрном мире, как и следует ожидать от «одного из пастухов Фекойских» (Ам.1:1), называвшего себя «пастухом и собирателем сикоморы», которого Господь взял «от овец» (Ам.7:14–15). Здесь мы встречаем также упоминания о молотьбе (Ам.1:3), львах (Ам.3:4, 8, 12), колеснице, нагруженной снопами (Ам.2:13), птице, попавшей в Ловушку (Ам.3:5), пастухах и их Пастбищах (Ам.1:2; 3:12; 7:14–15), молотилах (Ам.1:3), спасении пастухом овцы (Ам.3:12), дожде и жатве (Ам.4:7; 7:1 {«покос»}), садах и виноградниках (Ам.4:9; 5:11, 17; 9:13–14), сикоморах (Ам.7:14), паразитах и плесени на хлебе (Ам.4:9 {«ржа и блеклость хлеба»}), гусеницах и саранче (Ам.4:9; 7:1), спелых плодах (Ам.8:1–2), конях и пашне (Ам.6:12).

Жизненные наблюдения пророка многогранны. В сфере общественных отношений он осуждает алчных и праздных богачей, наживших состояние нечестным путем (Ам.3:10,12,15; 5:11; 6:4–6; 8:5), их пьянство (Ам.2:8, 12; 4:1), безнравственное поведение (Ам.2:7) и превыше всего их несправедливое отношение к бедным и угнетенным (Ам.2:7, 8; 3:9; 4:1; 5:7, 10–12; 6:12; 8:4–6). В духовном плане Израиль виновен в следовании ложной религии (Ам.5:5, 21–27; 8:10) и в явном идолопоклонстве (Ам.3:14; 4:4–5), которым он отвергает Бога – Творца всего сущего (Ам.4:13; 5:8–9, 26–27; 9:2–6).

Что касается политики, Амос часто говорит о войне и о сопутствующих ей бедствиях: осажденных городах, в которых сокрушаются ворота (Ам.1:5 {«затворы»}), разрушенных стенах (Ам.1:7, 10, 14) и крепостях (Ам.1:7, 10, 12; 2:2, 5 {«чертоги»}), безжалостном действии меча (Ам.1:11; 7:17; 9:4) и надругательстве над женщинами (Ам.1:13). Он предупреждает народ о том, что неизбежно вострубят трубы (Ам.3:6), которые возвестят Израилю наступление ужасов войны (Ам.2:14–16; 4:2–3, 10; 5:1–2, 5; 7:16–17; 9:1, 4). Близится время, когда израильтян захлестнут голод (Ам.4:6), жажда (Ам.4:8; 8:13) и смерть (Ам.6:9; 8:3). Тех, кто после этого выживет, отведут крюками в плен (Ам.4:2), и даже там они будут подвергаться смертельной опасности (Ам.9:4). В пророчествах первой части книги (Ам.1:3–2:3) окружающие Израиль народы обвинялись именно в зверствах, совершаемых во время войны.

Хотя пророчества Амоса несут на себе отпечаток простонародной сатиры, в его послании используются разнообразные литературные приемы. Помимо повторяющихся пророчеств о суде и заключительного пророчества о спасении, мы видим также цепочку поэтического параллелизма (Ам.1:3, 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6), чисто повествовательный эпизод (Ам.7:10–17), рассказы о видениях (Ам.7:1–9:10), отдельные проявления литературы мудрости (напр., Ам.5:19; 6:12; 9:2–4, 13), в том числе в виде притчей (Ам.3:3–6). Мастерство Амоса проявляется в колоритном использовании метафор (Ам.2:7; 3:8–10; 4:1; 5:2, 18, 20; 8:11) и сравнений (Ам.2:9,13; 3:12; 4:2,11; 5:24; 8:10; 9:9). Кроме того, следует отметить употребление таких стилистических приемов, как синекдоха (Ам.2:14–16; 8:13), ирония (Ам.4:4) и антропоморфизм (Ам.9:8).

В своих пророчествах Амос использует разные темы и мотивы. Божий суд изображается как ветер (Ам.1:14 {«вихрь»}) и огонь (Ам.1:4, 7, 10, 12, 14; 2:2, 5; 4:11; 5:6, 9). Следует особо отметить образ дня Господнего (Ам.3:14; 5:18; 8:3, 9, 11, 13; 9:11, 13) и последующую картину народного плача (Ам.5:16; 8:3, 8, 10). Кроме того, Амос часто показывает читателям угрозу плена (Ам.5:27; 6:7; 7:17; 9:4, 14). Придерживаясь основной линии обличения Израиля, пророк подчеркивает необходимость установления справедливых отношений и устранения существующей социальной несправедливости (Ам.3:10; 4:1; 5:10–11, 13, 15, 24; 6:12; 8:4–6). Искупитель Израиля, выведший его из Египта (Ам.2:10; 3:1–2; 9:7), призывает Израиль: «Взыщите Меня – и будете живы» (Ам.5:4–6:14).

В книге Амоса примечательна подспудная тема неожиданных поворотов. Пророк предупреждает израильтян, что следование ложной (Ам.4:4) и основанной просто на соблюдении ритуалов религии (Ам.5:21–22) послужит лишь превращению желанного дня освобождения Господнего в бедствие (Ам.5:18–20). Положение богатых, чувствующих себя вполне комфортно (Ам.6:1) и безжалостно угнетающих бедных (Ам.8:4–6), резко изменится, когда их крюками поведут в плен (Ам.4:1–3). В тот тяжелый час песни под звуки гуслей (Ам.6:5) и богослужения под них (Ам.5:23) обратятся в рыдания (Ам.8:3), а праздники сменятся плачем (Ам.8:10). Надежды на спасение не будет даже у самых сильных, проворных и храбрых (Ам.2:14–16; ср. 5:19).

Однако есть надежда, что такое положение тоже может неожиданно измениться. Как пастуху иногда удается вырвать всего лишь несколько кусков разодранной на части овцы из пасти льва, так, возможно, и изувеченный Израиль будет спасен его Пастырем (Ам.3:12). Нынешнее царство будет разрушено, но остаток получит спасение (Ам.9:8). Смирившийся народ Израиля вернется на землю, разрушенные города будут восстановлены, а опустошенные земли вновь станут плодородными (ср. Ам.4:6–11 с Ам.9:11–15).

Резкое обличение заканчивается на ноте обретенного единства. Амос бескомпромиссен и безжалостен. Читая его книгу, мы постоянно сталкиваемся с неоспоримыми фактами дурного поведения людей, предсказаниями разрушения и настоятельными призывами к обновлению.

Несмотря на небольшой объем, книга Амоса богата примечательными образами. Их можно разделить на три основные категории.

Первая – образы совершаемых злых дел: продажа бедного за пару сандалий и отношение к бедному как к праху земному (Ам.2:6–7), опаивание назореев вином (Ам.2:12), дома из слоновой кости, построенные путем эксплуатации бедных (Ам.3:15), пустые религиозные обряды (Ам.5:21–22).

Вторая – образы Божьего суда и бедствий: человек, раздавленный как будто колесницей, нагруженной снопами (Ам.2:13), женщины {«остальные»}, которых ведут в рабство крючками для ловли рыбы (Ам.4:2), засуха, погубившая урожай (Ам.4:6–9), разрушенные дома (Ам.6:11), праздники, обращающиеся в плач (Ам.8:10).

Третья категория образов – совершенное благочестие и его благословение – наиболее полного выражения достигает в последнем пророчестве об искуплении: суд течет, как вода, а правда – как сильный поток (Ам.5:24), горы источают виноградный сок (Ам.9:13), люди разводят сады и едят их плоды (Ам.9:14).

См. также: ПРОРОЧЕСТВО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle