Близость, приближение
(Near, drawing near)
В современных переводах слова со значением близко, близость встречаются от 250 до 300 раз. В Библии близкое положение может быть пространственным, временным и духовным и чаще всего имеет положительное значение.
Как пространственный образ близкое положение к чему-то подразумевает тесную связь и доступность. Обычно в этом выражается положительный смысл близости к пункту назначения или безопасному месту. Но если близость опасна, положительный смысл принимает мотив, что опасность «не приблизится» (Ис.54:14; Пс.90:7, 10). Будучи антонимом далекого, слово близко фигурирует в распространенном библейском выражении «далеко и близко», в котором подразумевается включение всего, что находится между этими понятиями.
Близость может также иметь временной характер – близость суда (Ос.9:7), спасения (Ис.56:1; Рим.13:11), Царства Божьего (Мк.1:15) или второго пришествия (Откр.22:12).
Наиболее выразительные образы близости – метафорические и духовные. Коль скоро в завете с Израилем присутствие Бога располагалось в определенном месте, «приближение» принимает символический смысл не только физической, но и духовной близости. В этом отношении Ветхий Завет рисует парадоксальную картину: Израилю предлагается приблизиться к Божьему присутствию (Втор.4:11; 15:20; Пс.64:5), но, в то же время, держаться на расстоянии (Исх.24:2; Чис. 2:2). Поэтому самое характерное использование этого образа относится к священникам и левитам, поскольку только им позволяется «приближаться» к Богу во время жертвоприношений (Лев.21:17; Чис.4:19; 18:4; Иез.40:46; 45:4; ср. Евр.10:1).
Но, наряду с этим ограничением, мы видим уверенность, что Бог может «приблизиться» не только в Иерусалиме (Пс.17:7–10; 68:19; Плч.3:57), а в Новом Завете высказывается мысль, что мы можем приближаться к Богу в молитве в любом месте (Евр.10:22). В Ефесянам говорится о тех, кто были «некогда далеко», то есть язычниках, но теперь «стали близки», как и Израиль, «Кровию Христовою» (Еф.2:13). В определенном смысле Бог уже «не далеко» от всех человеческих существ, как указывает Павел в Деян.17:27–28. Тайна божественно-человеческих отношений в значительной мере раскрывается в выразительном афоризме в Иак.4:8: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам».
См. также: УДАЛЕННОСТЬ, ДАЛЕКОСТЬ.