Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Постель, кровать, ложе, одр, спальня

(Bed, bedroom)

О постелях в Писании упоминается в самых разных местах, причем самой известной из них можно, по-видимому, считать железную кровать Ога, царя Васанского, последнего представителя великанов Рефаимов, длина которой составляла тринадцать футов (около 4 м), а ширина – шесть футов (1,8 м) (Втор.3:11). Кроме того, постель в Библии характеризует положение или состояние человека, который лежит на ней. В ней выражаются образы спокойного отдыха, лени, боли, постоянного пристанища (в том числе смерти), душевного покоя, чистоты или нечистоты, особенно в связи с сексом.

Спокойный отдых на постели – это практически ее буквальное назначение. Когда псалмопевец напоминает о клятве Давида не входить в шатер свой, не подниматься на ложе свое и не давать сна очам своим, пока он не найдет «места Господу», мы ясно видим, что Давид имеет в виду отказ от спокойного времяпровождения в свое удовольствие, пока он не решит задачу строительства храма (Пс.131:1–5). Иов в своих мучениях искал «утешения» в постели, но даже при этом он говорил, что Бог страшит его снами и видениями, не дающими ему покоя (Иов.7:13–14). Исаия показал Израилю яркую картину грядущего наказания: Божий народ думает, что он находится в полной безопасности и в совершенном покое, однако из-за своего неповиновения он вскоре увидит, что «слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него» (Ис.28:20).

Иногда спокойный отдых на постели оказывается не таким уж приятным, а, скорее, ненужным или даже вредным занятием, как это произошло с Ахавом, который, не сумев завладеть виноградником Навуфея, «лег на кровать свою» (3Цар.21:4). В Притч.26:14 показан ленивец, который ворочается «на постели своей», как «дверь ворочается на крючьях своих». Амос осуждает самодовольных и растленных израильтян, «сидящих в Самарии в углу постели» и лежащих «на ложах из слоновой кости» (Ам.3:12; 6:4). В этих местах постель явно служит символом лености и самодовольства.

В некоторых случаях бездействие на постели связывается не с отдыхом или ленью, а с болезнью, как, например, в Иов.33:19, где читаем, что «он вразумляется болезнию на ложе своем». «Одр болезни» (Пс.40:4) иногда становится символом боли и даже наказания: язычница Иезавель, олицетворяющая половое распутство и языческое идолопоклонство, «повержена... на одр... в великую скорбь» (Откр.2:22).

Постель может символизировать дом человека. Под словами о схождении в преисподнюю (Пс.138:8 {в NIV – «готовлю ли ложе в глубинах»}) Давид имеет в виду, что он делает глубины своей обителью, своим местожительством. Постель иногда служит образом окончательной и вечной обители – смерти. Гробы в Еламе Иезекииль называет «ложем» «пораженных мечем» (Иез.32:25). Иов в отчаянии задается вопросом, неужели преисподняя – единственный дом, на который он может надеяться, а в следующей параллельной строке изображает себя стелющим постель во тьме гроба (Иов.17:13).

Хотя в ряде случаев постель символизирует внешнюю и даже вечную обитель, чаще всего она служит образом личного, внутреннего пристанища, где человек размышляет, обдумывает и строит планы. Спальня – это место, где рождаются глубоко личные, тайные помыслы. Советуя читателям не злословить богатого в спальной комнате своей, Соломон таким образом призывает их внимательно относиться к своим самым потаенным мыслям и словам (Ек.10:20). В псалмах неоднократно показывается, как люди на своих постелях раскрывают сердца пред Богом (напр., Пс.4:5; 62:7). В Песни песней возлюбленная говорит: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя», имея в виду, что на постели в буквальном смысле и в своих самых сокровенных мыслях и мечтах она думала о своем возлюбленном (Песн.3:1).

В Ос.7:14 Бог говорит непослушным, что они «не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих». В изображении людей, лежащих на постелях, показаны не только их леность и бездеятельность, но и расположение сердец, обращенных на себя самих и не взывающих к Богу, как говорится в первой строчке стиха. В периодических упоминаниях о нечестивцах, замышляющих злое на своих постелях, раскрывается греховная сущность домов и сердец людей (напр., Пс.35:5; Мих.2:1).

Как правило, постель служит образом, показывающим чистоту или нечистоту жизни человека, особенно в половом отношении. Постель часто бывает прямым символом сексуального поведения. Когда жена Потифара в Древнем Египте сказала: «Спи со мною», характер ее приглашения был совершенно ясен (Быт.39:7). Осквернение сыном постели отца в Писании означает, что сын имел половые отношения со своей матерью или с женой отца, и такое поведение осуждается как низкое и греховное (Быт.49:4; 1Пар.5:1; Втор.22:30; 27:20).

В Книге Притчей показаны два вида женщин: чистая и нечистая. Нечистая – это блудница, соблазняющая невинного юношу описанием своей постели, покрытой разноцветными египетскими тканями и надушенной экзотическими благовониями (Притч.7:16–17). Чистая женщина – это мудрая жена, которая сама делает покрывало для постели, занимает глаза и руки делами по дому, не гоняясь за иноземными товарами (Притч.31:22). В различии их постелей выражается различие чистого и нечистого полового поведения, а также чистого и нечистого сердца.

Постель как показатель сексуальной нечистоты превращается на ином уровне в символ духовной нечистоты и прелюбодеяния. Исаия, например, осуждая Божий народ за идолопоклонство, обвиняет его в том, что он ставит ложе свое на высотах, где приносит языческие жертвы. Сам Бог обличает Свой народ в том, что он распространяет ложе свое и договаривается с идолопоклонниками, «с которыми любит лежать» (Ис.57:7–8). Иезекииль тоже изображает нечестивые военные союзы Иудеи и Израиля с соседними языческими народами в образах блудодейства: Израиль стал блудником, осквернившим себя и пригласившим среди прочих вавилонян «на любовное ложе» (Иез.23:17).

Одну из самых замечательных картин полной противоположности постели как символа половой нечистоты мы видим в Песни песней, где чистые сердцем возлюбленные воспевают свое ложе из зелени и используют все богатства природы для изображения высочайшего наслаждения от половой близости (Песн.1:15). В глазах женщины щеки ее возлюбленного выглядят как «ложе ароматное» (Песн.5:13) {«цветник ароматный»}. Такими образами чувственного наслаждения наполнена вся книга, и в них выражается радость чистых сердец и тел, соединяющихся воедино.

Образы постели раскрывают в Писании различия во внутреннем состоянии и поведении тех, кому они принадлежат. С библейской точки зрения, в том, как человек ведет себя в постели, отражается его образ жизни в целом: постель может символизировать покой, лень, боль, истинное пристанище, уединенность и чистоту человеческого сердца.

См. также: БРАК; ДОМ; ЛЕНИВЕЦ, БЕЗДЕЛЬНИК; ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ; ПОКОЙ, ОТДЫХ; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС; ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle