Рвота, блевотина
(Vomit)
Блевотина – один из библейских образов, вызывающих отвращение. Обычно этот образ используется по отношению к греху или каре за него. В Притч.26:11 упорствующий во грехе и безумии человек сравнивается с псом, который «возвращается на блевотину свою», а во 2Пет. 2:22 такому псу уподобляется отступник, отказавшийся от христианской веры.
Чаще всего это слово встречается у пророков Ветхого Завета, когда они говорят о Божьем суде над народами. В таких случаях блевотина чаще всего является естественным следствием пьянства, знаком скверны и излишеств, которые Бог считает греховными. У Иеремии Бог объявляет, что народам, которых Он будет судить, придется испить из «чаши с вином ярости»; они будут «пить и опьянеют, и изрыгнут и падут, и не встанут при виде меча», которым Бог уничтожит их (Иер.25:15, 27). Подобным образом, Бог обещает наказать Египет духом смятения, так что они будут бродить, «как пьяный бродит по блевотине своей» (Ис.19:14). Пьяницы Ефрема увидят, что «все столы наполнены отвратительною блевотиною» (Ис.28:8). Бог обещает также, что Моав будет «валяться в блевотине своей, и сам будет посмеянием» (Иер.48:26). В этих пророческих видениях суда пьянство и сопутствующая ему рвота служат выразительными образами как греха, в который впали народы, так и несчастий, которым Бог заслуженно подвергнет их.
Еще один образ связан с изображением людей, подвергающихся суду, не как исторгающих блевотину, но как исторгнутых, подобно ей, что, опять же, призвано вызвать отвращение. В Книге Левит Бог объявляет, что земля обетованная исторгнет своих прежних обитателей за их грехи (Лев.18:25). Бог обещает так же исторгнуть детей Израиля, если они осквернят землю своим грехом (Лев.18:28; 20:22). Когда Израиль ослушался Бога, Он позволил царю Навуходоносору поглотить и сокрушить народ, поэтому люди жаловались: «Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон; наполнял чрево свое сластями моими, извергал меня» (Иер.51:34). В Книге Откровение Бог угрожает подобным судом всем, кто отказывается серьезно относиться к вере. Он говорит, что лаодикийцы не холодны и не горячи, и Он извергнет их из уст Своих (Откр.3:16). Здесь это жест отвращения, как и в том случае, когда рыба исторгла Иону на сушу (Иона 2:11); хотя это спасло Иону от угрозы, употребленное здесь слово выражает отвращение: рыбу стошнило Ионой.
Иногда рвота выступает как признак греховности, в особенности разных форм жадности. Так мудрецы обещают, что грешники исторгнут все богатство, которое поглотили (Иов.20:15) и что рвота станет тяжким наказанием за подобную жадность (Притч.23:8; 25:16).
См. также: ЕДА, ПИТАНИЕ; НАВОЗ, СОР, НЕЧИСТОТЫ; ПЛЕВОК; РОТ, УСТА.