Крыло
(Wing)
Жители Ближнего Востока в древности были очарованы крылатыми существами, о чем можно судить по произведениям изобразительного искусства и статуям крылатых божеств, чудовищ, сфинксов, людей и дисков. Отчасти это восхищение отражено в Библии, где крыло обозначает прежде всего защиту (что основано на способности крыла укрывать), бегство (что основано на способности птиц летать) и дух (поскольку крылатые существа преодолевают силу земного притяжения).
Буквальное и переносное значение. Образ крыльев в Библии прежде всего имеет переносное значение; в самом деле, буквальных упоминаний о крыльях птиц в ней поразительно мало. В рассказе о сотворении говорится обо «всякой птице пернатой» (Быт.1:21), а в истории о потопе – обо «всех птицах, всех крылатых» (Быт.7:14). Подобным образом, в законе Моисея о жертвоприношениях (Лев.1:17) и питании (Лев.11:21, 23; Втор.14:20) упоминаются крылатые существа и некоторые касающиеся их практические подробности. Воображение евреев поражало зрелище того, как взрослые орлы подхватывают своих птенцов на крылья (Исх.19:4; Втор.32:11); легкость, с которой летают голуби (Пс.54:7); сила и выносливость, которую символизировали крылья страуса и аиста (Иов.39:13 {павлин и страус}), ястреба (Иов.39:26) и орла (Ис.40:31; Иез.17:3, 7); а также заботливость курицы, защищающей своих цыплят (Мф.23:37; Лк.13:34). Все эти упоминания основаны на внимательном наблюдении за природой, которое вообще характерно для Библии.
С незапамятных времен время воспринималось как крылатое, как и быстро сменяющиеся явления природы. Так, в Библии мы находим упоминания о «крыльях ветра» (2Цар.22:11; Пс.17:11; 103:3) и «крыльях зари» (Пс.138:9), так как солнце способно «подниматься» над горизонтом и двигаться по небу во время дня (лучи солнца – его «крылья»). Опять же, поскольку крылатые птицы могут быстро улетать прочь, крыло становится естественной метафорой для обозначения бренности богатства (Притч.23:5) и неспособности человека вернуть обратно произнесенные слова (Ек.10:20; похоже на «крылатые слова» Гомера).
Способность птиц парить над земными опасностями делает их удачным символом бегства. Автор псалма желает иметь «крылья, как у голубя», чтобы «улететь и успокоиться» (Пс.54:7), а женщине, рождающей Христа в Откр.12:14, даны «два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню... от лица змия».
Библейские пророки любят иронию и пародии, и это проявляется в упоминаниях о крыльях. То, как мать-птица укрывает крыльями своих птенцов, – положительное качество – становится у Иеремии образом принуждения, нежелательного подчинения, когда он говорит об орле, что налетит и «распрострет крылья свои над Моавом» (Иер.48:40) и Восором (Иер.49:22). У Исаии есть похожее пророчество о погибели Иудеи (Ис.8:8). Обычно крылья символизируют освобождение от земных ограничений; в сатирической пародии укрывающее крыло мешает бегству.
Крылья Бога. Помимо образа из мира природы, крыло символизирует нечто духовное и не от мира сего, начиная с крыльев Бога. Первое упоминание о них – Быт.1:2, где Божий Дух «носился над водою». Хотя крылья здесь не упоминаются, они предполагаются (как в знаменитом образе у Мильтона: Бог Творец «бродит над обширной бездной/раскинув мощные крылья» [«Потерянный рай» 1.20–21]). Возможно, здесь речь идет прежде всего о плодородии, что основано на образе матери-наседки, согревающей свои яйца.
В других местах крылья Бога – это прежде всего образ защиты. Так, мы находим много упоминаний о них как об «укрытии» (Пс.16:8; 35:8; 56:2; 60:5; 62:8; Ис.34:15), и этот образ явно основан на знакомом представлении о матери-птице, защищающей своих птенцов от разгула стихии. Иисус использует этот образ, говоря о Своем желании спасти соотечественников-иудеев (Мф.23:37; Лк.13:34). Даже когда Бог не описывается как действительно имеющий крылья, Его защита и забота уподобляется сени крыльев орла (Исх.19:4; Втор.32:11) или крыльев абстрактной птицы, защищающей своих птенцов (Пс.90:4).
Отдельно следует отметить два упоминания этого образа в Книге Руфь. Перед тем как Вооз выкупает жизнь Руфи, он желает ей: «Да воздаст Господь за это дело твое... к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» (Руф.2:12). Но слово с тем же корнем появляется, когда Руфь встречает Вооза в полночь на гумне и призывает его взять ее в жены: «Простри крыло твое на рабу твою» (Руф.3:9; см. также Иез.16:8, где этот же образ обозначает помолвку Бога и Израиля). Здесь мы видим в совокупности весь ряд значений образа Божьего крыла, распростертого над народом: защита, искупление, благосклонность и любовь.
Последний ряд образов Божьего крыла появляется в связи с двумя статуями херувимов, распростершими крылья над ковчегом завета в скинии (Исх.25:20; 37:9) и храме (3Цар.6:24, 27; 8:6–7; 1Пар.28:18; 2Пар.3:11–13; 5:7–8). Почему они крылаты? Вероятно, способность птиц летать, отличающая их от всего земного, привела к тому, что в древней иконографии крыло стало символизировать нечто духовное, сверхъестественное, трансцендентное. Крылатое существо духовно. В Новом Завете Святой Дух сходит на Христа во время крещения в образе голубя (Мф.3:16; Ин.1:32).
Крылья духовных существ. Чаще всего крылья упоминаются в апокалиптических видениях Библии, в которых иногда во множестве появляются летающие существа. Мы читаем о крылатых серафимах (Ис.6:2), крылатых херувимах (Иез.10:5, 8, 12, 16, 19), апокалиптических крылатых «животных» (Дан.7:4, 6), двух загадочных женщинах с крыльями, «как крылья аиста» (Зах.5:9), и о четырех животных, у которых «по шести крыл вокруг» (Откр.4:8). Больше всего впечатляет видение Иезекииля о четырех животных, крылья которых тщательно описаны (Иез.1). Лучше всего просто воспринимать эти картины как образы сверхъестественной реальности, которая полна тайн и которую невозможно описать словами.
См. также: ГОЛУБЬ; ЗАЩИТА; МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ; ОРЕЛ; ПТИЦЫ.