Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ключи

(Keys)

Образ ключей как материального предмета встречается в Писании редко, но в метафорическом смысле он служит важным связующим звеном, объединяющим Ветхий и Новый Заветы. Ключи с давних пор считаются символом силы и власти, но в этом образе есть и более тонкие нюансы. Ключи символизируют власть, поскольку они вручаются тем, к кому относятся как к достойным доверия. Кроме того, ключ (даже в древности) – достаточно небольшой предмет в сравнении с тем, что он открывает. Тем самым в нем выражается представление о силе, тайне и исключительности.

В Ветхом Завете ключи вручались домоправителю – заслуживающему доверия слуге, которого господин избирал для ведения домашних дел. В Исаии пророк предвосхищает день, когда лжедомоправители будут свергнуты и забота о Иерусалиме будет поручена истинному управителю. Исаия пользуется ярким образом: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его» (Ис.22:22). По всей видимости, в те времена длинные и тяжелые ключи носили обычно на плече. Помимо очевидной мысли о власти, врученной новому управителю, в этом отрывке подразумевается, что ключи служат образом доверия и ответственности. Для вручающего ключи они символизируют доверие и уверенность в твердости характера управителя. Для получающего ключи они символизируют принятую на себя ответственность.

В евангельских рассказах есть два выразительных примера образа ключей, постро-енного на ветхозаветных предпосылках. В Лк.11:52 законники обвиняются в невыполнении своих обязанностей, основанных на необходимости проявлять доверие и ответственность. Иисус сказал, что они взяли «ключ разумения» и не только сами не захотели войти и получить знания, но и воспрепятствовали другим сделать это. Ключ обеспечивает доступ. Законники должны были воспользоваться своим положением для приобретения знаний и раскрытия этих знаний другим; они были распорядителями истины. Поскольку они не исполнили своего долга, подразумевается, что ключ у них был отобран.

Наиболее известный в Писании рассказ с использованием образа ключа – вручение Иисусом Петру ключей Царства (Мф.16:13–20). Этот рассказ, опять же, основывается на двойной теме доверия и власти. Непосредственным поводом для вручения ключей Петру послужило его исповедание личности Иисуса. Поскольку Петр, хотя бы отчасти, понимал, Кто есть Иисус, ему можно было доверять. Как и в случае с ключом разумения, Петр должен был использовать ключи, чтобы связывать и разрешать. Но на Петра возлагалась ответственность не только за земные дела Царства, но и за небесные, ибо ключи в этом отрывке соединяют воедино земное и небесное.

Образ ключей вновь появляется в Откровении. Здесь тоже упор делается не только на силе и власти, но также на доверии и ответственности. В Откр.3:7 Христос повторяет слова Исаии об истинном управителе: «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит». Отрывок в Исаии из потенциальной возможности в будущем превращается в реальность: Христос становится достойным доверия Управителем. Вместе с тем, автор Откровения раскрывает характер ключей, на которые ссылается Христос. Это явно не те метафорические ключи, которые Петр получил в евангелиях. Тогда как врученные Петру ключи названы ключами Царства, прославленный Христос имеет «ключи ада и смерти» (Откр.1:18). Далее в Откровении в помощью ключей открывается бездна для исполнения Божьего суда.

Если ключи понимаются как часть тематического образа, проходящего через оба Завета, можно высказать мысль, что ответственность за открытие Царства Небесного возложена на церковь. Человеческим существам дана власть освобождать людей передачей знания Евангелия. Однако высшая судебная власть остается в руках прославленного Христа, Который придет с непререкаемой силой и властью.

См. также: ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ; ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ; ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ; ДВЕРЬ; ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle