Клятва, обет
(Vow, oath)
Клятвы и обеты давались в серьезных ситуациях, таких как суд (клятва) или свадебная церемония (обет). То, что свадебный обет по сути является клятвой, указывает на некоторое стирание границ между клятвой и обетом в еврейской Библии. Клятва – это сокращенный завет (Быт.26:28), соглашение между двумя или более лицами, в котором имя Бога призывается в качестве свидетеля и гаранта. Обычно клятва сопровождается торжественным обещанием или установлением над собой проклятия. Петр, отрекаясь от Иисуса, сделал и то, и другое (Мк.14:71). Напротив, обет – это торжественное обещание, сделанное человеком своему божеству. Обычно обет включает в себя формулировку клятвы, но его направление вертикально, а не горизонтально, как в случае с клятвой. Клятва касается отношений между людьми, а обет обращен к Богу. Он всегда принимается в контексте молитвы, так как всегда обращен к Богу. Обеты обычно принимаются в сложной ситуации, и приносящий обет обычно предлагает некий дар в качестве гарантии (Суд.11:30–31; 1Цар.14:24).
Серьезность всех обещаний и поведения перед Богом отражена в процедуре принесения клятв и обетов. Согласно закону Моисея, не следует легкомысленно клясться именем Господа (Исх.20:7; Втор.5:11). Яхве лично накажет того, кто приносит ложную клятву. Тот, кто не приносит обета, не грешит. Но принесенный обет обладает силой клятвы (Втор.23:21–23), поэтому не нужно приносить непродуманные обеты (Притч.20:25).
Все речи должны быть правдивыми, и Бог связывает Себя клятвой (Евр.6:13–18; см. также Иер.22:5). Христос – гарант всех новозаветных обещаний. Иисус учил, что клятвы надо исполнять (Мф.5:33) и что ежедневная беседа христиан должна быть такой же правдивой, как и клятвы. Если, как требует повиновение Царству Божьему, дела соответствуют словам, то клятвы не нужны вообще (Мф.5:34–37; Кол.3:17; Иак.1:22; 5:12; 1Ин. 3:18).
Назорейский обет символизировал предельную преданность Богу. Приносилась торжественная клятва отчуждения от определенных вещей, например, от того, что является символом праздника (виноград и вина), и от того, что считается ритуально нечистым (мертвые тела), а также выделения для исключительного служения Яхве (что символизировали длинные волосы). В конце предписанного периода назорей приносил символ особого посвящения (отрезанные волосы) как часть благодарственной жертвы в завершение обета.
Предельное посвящение и веру в Яхве означал военный обет. Это был усиленный вариант назорейского обета, когда воины Яхве не только посвящались в назореи, но и обещали отдать Ему определенный город в качестве добычи (Чис.21:2). Принося такой обет, люди рисковали жизнью. Это в особенности заметно в свете факта, что с человеческой точки зрения священные войны израильтян были самоубийственным делом (см. БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ).
Напротив, обет nadeba (добровольной жертвы) символизирует благодарность и уважение к Богу. Верующий мог пожертвовать для Божьего дела личное имущество большой ценности. Самые поразительные примеры – это необыкновенно щедрые добровольные приношения Божьего народа в пустыне для строительства скинии (Исх.35:21, 29), а также первого (1Пар.29:6 и далее) и второго (Езд.1:6; 2:68; 7:16) храмов. Величие этой жертвы видно из того, что пожертвование сильно превышало требования закона.
Как и в случае с заветами, соблюдение клятвы или обета связано с состоянием счастья (блаженства), в то время как их нарушение влечет за собой проклятие. Принося обет, человек принимает торжественное обязательство – представить определенную жертву. Давший обет освобождается от него только тогда, когда жертва принесена. Исполнение таких обязательств связано с состоянием блаженства и ответа на молитву (Иов.22:27; см. также 1Цар.13:12). С другой стороны, обет мог навлечь на человека проклятие Бога, особенно если в жертву приносились животные с недостатками (Мал.1:14). Клятва и обет отражают глубокое осознание факта, что все происходящее в жизни человека в конечном итоге связано с природой Бога, исследующего поведение людей и выражающего Свое отношение ко всем поступкам и их мотивам. Противоположные состояния счастья и проклятия – ответ Бога на эти действия и их мотивы, оценка их моральных качеств. Бога сильно волнует поведение людей в Его безграничном присутствии.
Среди соседних с Израилем народов клятвы и обеты также скреплялись в присутствии божеств и сопровождались благословениями и проклятиями. Божество становилось свидетелем, подтверждающим, что поведение сторон влечет за собой определенные последствия. Считалось, что нарушивших клятву накажут злые силы, которых люди очень боялись и которые представлялись им в виде демонов по имени «Клятва». Для евреев клясться другими богами значило приписывать им могущество и положение Яхве, то есть впасть в идолопоклонство (Нав.23:7; Иер.12:16; Ам.8:14; Соф.1:5; Иак.5:12).
Библиография:
Т. W. Cartledge, Vows in the Hebrew Bible and the Ancient Near East, JSOTS (Sheffield: JSOT Press, 1992) 11–14.