Книга
(Book)
На еврейском языке слово, переводимое как «книга», означает любой написанный текст, будь то письмо, свидетельство о разводе, обвинительный акт, родословное дерево или свиток. В древности для письма использовались разные материалы. Сначала писали на глиняных дощечках. Рано начали пользоваться и кожей животных. Куски кожи сшивались, а затем наматывались на один или два прута, образуя свиток. В Египте уже около 3000 г. до Р. Х. употреблялся папирус, на котором евреи записали Моисеев закон. Наконец, на смену свиткам пришли рукописи в виде книги, но это произошло не раньше II века по Р. Х.
Слово «книга» или «книги» встречается в английских переводах свыше ста раз (128 раз в NIV, 140 – в NRSV, в синод. 144 раза). В большинстве случаев речь идет либо о книге закона (называемой также книгой завета), либо о ветхозаветных дворцовых летописях. Помимо этих двух больших групп «книг», в Библии упоминаются также книги в метафорическом смысле. Первая – небесная запись дел всех живущих людей. Вторая – список имен тех, кто будет жить в вечном городе. В Откровении она названа книгой жизни (Откр.20:15). В основе этого лежит существовавшая в библейские времена практика вести официальный реестр имен жителей города или царства. Если человек лишался гражданства, его имя вычеркивалось из списка.
Книга Божьих записей человеческих дел и Его список граждан Небесного Царства взаимосвязаны, поскольку суд производится на основании дел человека. Эта взаимозависимость показывается уже в Исх.32:32, где Моисей попросил изгладить его имя из книги Бога, если Бог не простит грех Израиля. В судный день книга человеческих дел будет открыта, и каждому человеку воздастся по его делам. Но в то же время будет открыта и другая книга, книга жизни, ведущаяся от начала мира (Откр.17:8;20:12). Иисус будет исповедовать пред Отцом и ангелами имена тех, кто в нее вписан (Откр.3:5). Каждый человек будет судим на основании записей в книге дел, но те, чьи имена записаны в книге жизни, войдут в вечный город (Откр.21:27). Те же, чьи имена не записаны в книге жизни Агнца, будут брошены в озеро огненное (Откр.20:15).
Вариант книги человеческой жизни показан в Пс.138:16, где говорится, что предназначенные человеку события записаны в Божьей книге со времени, «когда ни одного из них еще не было».
В пророчествах иногда используется образ свитка как символа Божьего откровения пророку. В Иез.2:9–3:3 Иезекииль получил от Бога свиток, исписанный с двух сторон. Ему было велено съесть свиток в знак принятия Божьего призыва и данного ему откровения. «И я съел, и было в устах моих сладко, как мед» (Иез.3:3). Иоанн тоже получил свиток (Откр.10:8–11). «Возьми и съешь ее [книжку], – сказал ему ангел, – она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед» (Откр.10:9). В данном случае в пророчестве выражается радостная весть для святых, но вместе с ней приходит и страдание, поскольку во чреве Иоанна стало горько. В Откровении мы видим еще один свиток. Семь печатей с него достоин снять только закланный Агнец. Снятие каждой печати сопровождается проявлением гнева, а в открытом свитке раскрывается Божий суд.
Самой важной для евреев книгой было, разумеется, Писание, хотя в самой Библии оно редко так называется. Ревностное отношение к нему со стороны книжников (переписчиков Ветхого Завета), тщательность и аккуратность в сохранении святых текстов просто поражают в сравнении с отношением к другим сочинениям того времени, которые были утеряны.