Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Связывание

(Bind, bound)

Образ связывания, использованный в Библии свыше сотни раз, встречается на всем ее протяжении. Во многих случаях употребление этого понятия в прямом, буквальном смысле основывается на реалиях жизни в библейские времена. Связываются снопы (Быт.37:7; Пс.128:7), ослы привязываются к какому-то неподвижному предмету, например, к виноградной лозе (Быт.49:11), повязывается пояс (Иов.12:18), веревками увязываются ковры и рулоны материи (Иез.27:24). Здесь мы видим просто обычные реалии Древнего мира.

Образ связывания может иметь также правовой или договорной смысл обязательства. Связывается обязательством наемник (Исх.12:45; Лев. 22:10), работник (Лев.25:6, 40), человек, давший обет (Чис.30:4–13), человек, поручившийся за ближнего своего (Притч.6:1), супруги по отношению друг к другу (1Кор.7:27, 39). Суть заключается в соединении с другим человеком договорными обязательствами. В более метафорическом смысле связывание становится образом иного рода соединения, например, когда любовь связывает другие добродетели в совершенной гармонии (Кол.3:14), или когда Иерусалим объявляется «городом, слитым в одно» (Пс.121:3), или когда глупость «привязывается к сердцу юноши» (Притч.22:15).

Наиболее наглядное выражение эти образы находят в картинах физического подчинения силой, обычно (но не всегда) в рассказах на военную тематику. Авраам связал Исаака, прежде чем положить его на жертвенник (Быт.22:9). Нет ничего удивительного в том, что упоминания о связывании встречаются около десятка раз в рассказе о Самсоне. Царей вели в плен, связав оковами (4Цар.25:7; 2Пар.33:11; 36:6; Наум.3:10). Трех друзей Даниила связали, прежде чем бросить в раскаленную печь (Дан.3:23). Образы связывания присутствуют также в рассказах о крестных муках Христа и о миссионерской деятельности Павла.

Еще одна группа образов относится к перевязыванию ран, в которой основное внимание уделяется метафорическому изображению Божьего сострадания к людям (Пс.146:3; Ис.30:26; 61:1; Иез.34:4, 16).

Наиболее таинственное и чисто богословское значение этот образ приобретает в словах Иисуса о связывании как об эффективном воздействии земных решений в духовных вопросах на небесную сферу. Вручив Петру символические «ключи Царства», Иисус сказал: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах» (Мф.16:19). Ту же самую формулировку Иисус использовал в речи о том, как надо относиться к разногласиям между верующими (Мф.18:18).

Образ связывания встречается также в эсхатологическом контексте. В притче Иисуса о свадебном пире гость, явившийся в ненадлежащей одежде, был связан и брошен во тьму внешнюю (Мф.22:13). При наступлении тысячелетнего царства дракон (сатана) связывается и низвергается в бездну (Откр.20:1–3).

См. также: ВЫСВОБОЖДЕНИЕ, РАЗВЯЗЫВАНИЕ, РАЗРЕШЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle