Высвобождение, развязывание, разрешение
(Loose, loosen)
В библейских образах высвобождения выражается мысль о предоставлении свободы или развязывании чего-то. В них подразумевается удаление ограничений. Это может быть благом, когда, например, узник освобождается от оков, или чем-то ужасным, когда, например, Бог разрешает наказание нечестивого мира. Если не считать чисто бытовых сцен, когда развязывается ремень или одежда, этот образ, как правило, соотносится с определенной личностью (обычно с Богом), обладающей силой и властью, и высвобождение или разрешение служит выражением этого полновластия.
Например, Бог пользуется Своей властью высвобождать разные природные стихии. Так, в Книге Иова Он дает разрешение грому, разрешает «узы Кесиль», разрешает «узы онагру» (Иов.37:3; 38:31; 39:5). Здесь в образе высвобождения метафорически изображается наделение природы силой для реализации природных явлений, а Сам Бог предстает всемогущим постановщиком спектакля. Такой же властью Бог обладает над людьми: Он «развязывает перевязи царей» и «пояса сильных» (Иов.12:18, 21), а также Он «развязал повод», сдерживающий Иова (Иов.30:11). Эти образы выглядят парадоксальными, поскольку в них изображается не освобождение людей от зависимости, а, наоборот, лишение силы или власти. Развязывает, опять же, Бог, проявляя Свое всемогущество.
Кроме того, в Библии показано, что Бог развязывает или обращает Свой гнев на грешников. В Книге Левит Бог угрожает «послать зверей полевых» на Израиль, если он не будет повиноваться Ему (Лев.26:22). В разных местах Библии Бог заявляет о Своем намерении послать на нечестивых «пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов» (Пс.77:49), послать «на них меч, голод и моровую язву» (Иер.29:17) и «лютые стрелы голода, которые будут губить» (Иез.5:16). В данном случае в мотиве «развязывания» Божьего гнева выражается образ ужаса и суда – удаления преград для потока наказаний.
Но развязывание может также быть образом освобождения от зависимости. Бог заявляет о Своей власти освобождать от зависимости тех, кого Он избирает. Псалмопевец прославляет Бога за то, что Он «разрешил узы» его (Пс.115:7). В Исаии Бог торжественно провозглашает, что Он вскоре освободит Израиль от угнетателей и что однажды «пленная дочь Сиона» сможет снять цепи со своей шеи (Ис.52:2). Но в ответ Бог требует от Израиля быть столь же великодушным, как и Он, – «разрешить оковы неправды» и «угнетенных отпустить на свободу» (Ис.58:6).
Наконец, после исповедания Петра, что Иисус есть Мессия, Иисус дал ему власть разрешать то или иное. Он сказал Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19). Смысл этого стиха Иисус пояснил позднее в Своей заповеди Петру и церкви обличать членов в их грехах (Мф.18:15–20). Таким образом, Бог дал апостолам власть связывать и разрешать, то есть проявлять терпимость или запрещать, что само по себе может быть греховным.
Слово развязывать в некоторых местах употребляется и в других значениях. В Притчах мужчины предупреждаются остерегаться распущенных женщин, или прелюбодеек, представляющих собой камень преткновения для мужчин (Притч.2:16). В таком контексте развязанный означает «морально неустойчивый». В других случаях оно употребляется в обычном бытовом смысле. Например, Бог повелел Исаии «снять вретище» со своих чресл и три года ходить босым и нагим в предзнаменование пленения Египта.
См. также: ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; КЛЮЧИ.