Узда
(Bridle)
Образ узды используется в Библии, в первую очередь, как символ обуздания или подчинения. Иов сетует, что в результате бедствий, которые послал на него Бог, его враги «сбросили с себя узду» и напали на него (Иов.30:11). Одним из показателей силы левиафана было то, что его невозможно подчинить себе уздой (Иов.40:20 {«веревкой»}).
В некоторых местах образ узды связывается с воздержанностью, особенно это касается языка (Пс.38:2; Иак.1:26; 3:2–3). Без такого самоконтроля человек «обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26). В Пс.31:9 противопоставляются люди, способные сдерживать себя, и «конь, лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами».
Божий суд над Его врагами изображается в виде «узды, направляющей к заблуждению» (Ис.30:28). Этот образ нашел наиболее полное выражение в рассказе о Сеннахириме, который угрожал захватить Иерусалим, но был принужден вернуться в Ассирию (4Цар.19:28; Ис.37:29). Тит наставлялся «заграждать уста» лжеучителям, вводившим людей в заблуждение (Тит.1:11).
См. также: ВОЗДЕРЖАНИЕ, ВЫДЕРЖКА, СДЕРЖАННОСТЬ; КОНИ, ЛОШАДИ; ЯЗЫК.