Книги Паралипоменон
(Chronicles, books of)
В книгах Паралипоменон содержится множество примеров, позволяющих оценить яркость показанных в них литературных образов. Они представляют собой образцы художественного мастерства, но еще большее впечатление производит сравнение с их основными источниками (1–4 книгами Царств).
Точная датировка написания книг Паралипоменон неизвестна. С достаточной долей уверенности можно сказать, что автор писал их для израильтян, вернувшихся из вавилонского плена где-то между 520 и 400 г. до Р. Х. Его читатели возвратились на землю обетованную, но не увидели благословений, на которые надеялись. Автор творчески подошел к изображению прошлого Израиля и побуждал вернувшихся из плена израильтян занять такую позицию и совершать такие дела, которые привели бы к еще большему Божьему благословению.
Как и во всех других повествовательных по преимуществу библейских книгах, суть заключенного в Книгах Паралипоменон послания не лежит на поверхности. Она доносится с помощью искусных литературных приемов. В качестве двух примеров литературного мастерства автора можно привести использование им композиционной и тематической символики.
Композиционная символика. Автор не располагает исторические события в чисто хронологическом порядке. Он представляет их таким образом, чтобы само их структурное единство способствовало донесению его послания. Наиболее яркое выражение этот подход находит в общей композиции книг Паралипоменон. Свой материал автор располагает так, чтобы он отвечал на запросы и потребности его читателей. Рассмотрим общий план двух книг:
Преимущества и обязанности Божьего народа (1Пар.1:1–9:34);
Идеал единой монархии (1Пар.9:35–2Пар. 9:31);
Разделенные царства, суд и благословение (2Пар.10:1–28:27);
Воссоединение в царстве надежды (2Пар.29:1–36:23).
Чтобы понять смысл такой структурной композиции, необходимо помнить, что историю Израиля можно представлять совершенно по-разному. В книгах Царств, например, использована иная форма изложения материала. Почему же автор книг Паралипоменон избрал именно такой путь? В показанных им четырех этапах истории Израиля отражается не просто датировка событий прошлого. Каждый из этих периодов имел символическое значение как для самого автора, так и для его первых читателей.
Во-первых, приведенные в начале родословные списки (1Пар.1:1–9:34), которых нет в книгах Царств, предоставили автору уникальную возможность показать их самобытность читателям. Родословие колен Израиля он начинает от Адама (1Пар.1:1–9:1) и завершает его списком вернувшихся из Вавилона (1Пар.9:1–34). Тем самым автор показывает, что вернувшиеся из плена израильтяне – законные наследники израильской истории. Не выражая прямо свою точку зрения, он, тем не менее, дает понять, что исторические события прошлого имеют прямое отношение к его читателям. История – это их наследие.
Во-вторых, установив значение исторических событий для своего времени, автор придает также символическое значение образам Давида и Соломона. Время царствования Давида и Соломона показывается как идеал, к которому должны стремиться вернувшиеся из плена израильтяне (1Пар.9:35–2Пар. 9:31). В книгах Царств показаны как хорошие, так и плохие стороны этих царей, автор же книг Паралипоменон, в основном, оставляет без внимания недостатки Давида и Соломона и упор делает на их замечательных свершениях. Таким образом, история монархии в Израиле предстает образцом для читателей. Опять же, автор не высказывает свою точку зрения прямо, а выражает ее расположением и подачей материала.
В-третьих, представление автора о разделенных царствах (2Пар.10:1–28:27) во многих отношениях отличается от картины, показанной в книгах Царств. Прежде всего, он просто не обращает внимания на историю Северного Царства; с его точки зрения, значение имели только события, происходившие в Иудее, поскольку читатели, к которым он обращался, жили в Иудее. Кроме того, он часто связывает периоды царствования иудейских царей со временами благословения и суда. В каждом из таких периодов читатель получает возможность увидеть последствия верности или неверности в прошлом. Эти примеры служили ободрением и предупреждением для читателей, вернувшихся из плена.
В-четвертых, после воссоединения севера и юга на празднике пасхи, устроенном Езекией, летописец отмечает события, происходившие уже в объединенном царстве (2Пар.29:1–36:23). Этот последний период представлял собой серию неудач, за которыми следовали надежды, связанные с проявлением Божьей благодати. Конечным выражением Божьей милости стало освобождение из плена, которое испытали на себе первые читатели книг Паралипоменон (2Пар.36:20–23). Текст книг составлен таким образом, чтобы дать читателям надежду на будущее.
В таком общем представлении о ходе исторического развития отражается понимание структурных преобразований, показанных в книгах Паралипоменон. При осмыслении каждого исторического периода люди не только черпают нужную им информацию о прошлом, но и воспринимают его символическое значение для настоящего.
Композиционную символику летописец использует и в более частных случаях. Художественных приемов для ее выражения такое множество, что мы вынуждены ограничиться всего двумя примерами. Первый мы видим в середине родословий (1Пар.2:2–9:1). С одной стороны, в этих стихах внимание обращается на многочисленность колен народа Божьего, но с другой – эти колена показаны в таком порядке, который не встречается ни в одной другой библейской записи. Причем каждому из них отводится соответствующее положение. Общая картина приведена в нижеследующей схеме:
Иуда (1Пар.2:3–4:23; 110 стихов)
Симеон (1Пар.4:24–43; 20 стихов)
Трансиорданские колена (1Пар.5:1–26; 26 стихов)
Рувим (1Пар.5:1–10; 10 стихов)
Гад (1Пар.5:11–17; 7 стихов) [Краткая вставка (1Пар.5:18–22; 5 стихов)]
Половина колена Манассии (1Пар.5:23; 1 стих) [Краткая вставка (1Пар.5:24–26; 3 стиха)]
Левий (1Пар.6:1–81; 81 стих)
Иссахар (1Пар.7:1–5; 5 стихов)
Вениамин (1Пар.7:6–12; 7 стихов)
Неффалим (1Пар.7:13; 1 стих)
Манассия (1Пар.7:14–19; 6 стихов)
Ефрем (1Пар.7:20–29; 10 стихов)
Асир (1Пар.7:30–40; 11 стихов)
Вениамин (1Пар.8:1–40; 40 стихов)
Такую схему вряд ли можно считать случайной, в ней слишком много символического смысла. Иуда, например, удостоился почетного первого места (1Пар.2:3–4:23). Для колена, из которого вышла царская линия Давида, это выглядит вполне уместным. Вениамитяне стоят на последнем месте, но им уделено большое внимание (1Пар.8:1–40). Это колено оставалось верным Давидовой линии, и значительная часть его территории была включена после плена в провинцию Иудею. Роль потомков Вениамина в вернувшемся из плена сообществе отражается во внимании, которое им уделяется в родословиях. В центре схемы помещено колено Левия (1Пар.6:1–81). Во времена Моисея левиты располагались в центре стана (Чис.2:17), и такое же место они занимают в этой таблице родословий. Их центральное положение указывает также на значение храма и его служителей в вернувшейся из плена общине. Таким расположением материала автор доносит до читателей символический смысл своего послания. Он рисует им картину приоритетов, которым они должны следовать в жизни.
Еще один пример структурной символики мы видим в рассказе о широкой поддержке, которой пользовался Давид (1Пар.11:1–12:40). Автор опускает весь материал, связанный с борьбой Давида с Саулом, изложенный в книгах Царств (2Цар.1:1–4:12). Он объединяет несколько текстов (2Цар.5:1–3; 5:6–10; 23:8–39) и добавляет собственный материал (1Пар.12:1–40), рисуя временной и географический образ поддержки Давида. Результатом становится следующая схема в форме А Б В Г В' Б' А':
А. Помазание в Хевроне (Обоснование в Иерусалиме) (1Пар.11:1–9);
Б. Военная поддержка в Хевроне (1Пар.11:10–47);
В. Военная поддержка в Секелаге (1Пар.12:1–7);
Г. Военная поддержка в укрепленном лагере в пустыне (1Пар.12:8–19);
В'. Дополнительная военная поддержка в Секелаге (1Пар.12:20–22);
Б'. Дополнительная военная поддержка в Хевроне (1Пар.12:23–37);
А'. Дополнительные сведения о воцарении в Хевроне (1Пар.12:38–40).
Судя по этому плану, при расположении материала автор руководствуется географическим принципом. За исключением 1Пар.11:4–9, каждый населенный пункт упоминается дважды. В этих повторах отражается тема неоднократно выражаемой широкой поддержки Давида. Тем самым показывается, что воцарение Давида произошло без какого-то особого сопротивления.
Кроме того, из сравнения с хронологией во 2Царств явствует, что в схеме автора книг Паралипоменон учитывается и временной фактор. Время, проведенное Давидом в укрепленных местах (1Цар.22:1–5; 23:14, 19), предшествует его пребыванию в Секелаге (1Цар.27:6). Пребывание в Секелаге предшествует помазанию в Хевроне (2Цар.5:1–4). С учетом этого мы видим, что автор ведет повествование, то отступая назад, то забегая вперед. В результате такого расположения материала помазание Давида изображается как свершившийся факт. Читателю затем показываются предшествовавшие события и вновь само помазание. Тем самым автор символически высказывает мысль, что в прошлом помазание Давида не встретило сопротивления и что установлению его престола не следует сопротивляться и после плена.
Тематическая символика. Свое послание автор доносит также с помощью тематической символики. Определенные темы находят выражение в повторах некоторых слов или выражений, а также иногда в неоднократных изображениях сходных сцен. Особого внимания заслуживают несколько мотивов.
Весь Израиль. Одно из излюбленных выражений автора – «весь Израиль» (kol israel). Это и подобные ему выражения встречаются на всем протяжении обеих книг (1Пар.11:10; 12:38; 14:8; 15:3, 28; 18:14; 19:17; 21:5; 28:4, 8; 2Пар.1:2; 7:8; 9:30; 10:16; 11:3, 13; 12:1; 13:4, 15; 18:16; 24:5; 28:23; 30:1; 31:1; 35:3). Они свидетельствуют о серьезной озабоченности по поводу единства Божьего народа.
Образ «всего Израиля» понимается как в узком, так и в широком смысле. С одной стороны, вернувшихся из плена автор рассматривает как остаток всего Израиля. Вернувшиеся в землю обетованную представители колен Иуды, Вениамина, Ефрема, Манассии и Левия (1Пар.9:2–34) представляют весь Божий народ (2Пар.36:23). В таком качестве они играют ключевую роль в восстановлении царства Израиля.
С другой стороны, автор отождествляет Божий народ со всеми двенадцатью коленами Израиля. В его глазах восстановление Израиля выглядит неполным до тех пор, пока отдельные колена остаются отделенными от Давидова царства и иерусалимского храма. Для подкрепления своей точки зрения автор включил в родословия как южные, так и северные колена (1Пар.2:3; 4:24; 5:1, 11, 23; 6:1; 7:1, 6, 13, 14, 20). Идеалом он показывает единое царство при Давиде и Соломоне. Он описывает также воссоединение Северного и Южного Царств во времена Езекии (2Пар.30:1–31:1).
Авторское понимание образа «всего Израиля» можно выразить так: вернувшиеся из плена представляют собой остаток всего Израиля, но им надо молиться и работать для восстановления Израиля во всей его полноте.
Царь и храм. В нарисованной автором картине исторических событий раскрывается также значение, которое он придавал центральному положению царя и храма в Израиле. По ходу его рассказа раз за разом появляются образы царя и храма, играющие основополагающую роль в жизни Израиля. Например, в родословиях особое внимание уделяется царской семье Давида (1Пар.2:10–17; 3:1–24) и приводятся длинные списки священников и левитов (1Пар.6:1–81). Кроме того, в рассказах об идеальном царстве при Давиде и Соломоне цари изображаются в высшей степени преданными служению в храме (1Пар.17–29; 2Пар.2–7).
Одним из самых ярких образов, с помощью которых автор выдвигает эту тему на первый план, служат сцены радости и праздничной атмосферы при поклонении. Вновь и вновь он описывает восторженное участие израильтян в служении с музыкальным сопровождением, когда цари уделяли должное внимание храму (напр., 1Пар.16:1–42; 23:5; 25:1–31; 2Пар.5:12–13; 7:6; 23:13,18; 29:25–30; 34:12). Эти сцены радости в поклонении показывали читателям водительство в жизни. При надлежащем отношении к храму они могли рассчитывать на получение радости благословений.
Божье благословение и Божий суд. В изображенной автором картине присутствуют также образы благословения и суда через Божье вмешательство. В отличие от 3 и 4Царств, в книгах Паралипоменон редко говорится об отсрочке или смягчении Божьего наказания. Напротив, верность в нем неизменно связывается с немедленным благословением, а неверность – с немедленным наказанием (напр., 1Пар.28:9; 2Пар.6:14; 7:11–22; 15:2; 16:7–9; 21:12–15; 24:20; 25:14–24; 28:9; 34:24–28).
Основания для Божьего суда и благословения бывают разными. В одних случаях автор подчеркивает значение соблюдения Моисеева закона (1Пар.6:49; 15:13, 15; 16:40; 22:12–13; 28:7; 29:19; 2Пар.6:16; 7:17–18; 12:1–2; 14:4, 6; 15:12–15; 17:3–9; 19:8–10; 24:6, 9; 25:4; 30:15–16; 31:3–21; 33:8; 34:19–33; 35:6–26). В других случаях он показывает сцены ответа на пророческое или священническое наставление (2Пар.11:2–4; 12:5–8; 20:14–20; 21:12–19; 24:19–25; 25:7–10, 15–20; 26:17–20). Благословения получают те, кто поддерживает чистоту богослужений в храме (2Пар.15:1–19; 17:1–6; 24:1–16; 29:1–31:21; 34:1–35:19). Вознаграждение получает смиренное упование на Бога, а не надежда на человеческие силы (1Пар.5:20; 2Пар.13:18; 14:7; 16:7–9; 20:1–30; 32:20–22). Когда Божий народ и его цари обращаются ко греху, за этим немедленно следует возмездие в виде болезни или поражения на поле битвы (1Пар.10:1–14; 2Пар.13:1–16; 16:12; 18:33–34; 21:15–19; 25:14–24; 26:19–20; 28:1–5; 33:1–11). Но даже при этом люди, подвергшиеся Божьему суду, могут вернуть благословение, если будут смиренно искать Бога через покаяние и молитву (1Пар.21:1–22:1; 2Пар.7:13–15; 12:1–12; 33:10–13). Повторением этих картин суда и благословения автор показывает читателям послепленного периода пути получения Божьего благословения. Полное восстановление Израиля может произойти только в том случае, если они будут сохранять верность Господу.
Заключение. Такие исторические сочинения, как 1 и 2Паралипоменон, запоминаются отчасти как описание цепочки выдающихся действующих лиц и важных событий. Среди них мы видим Озу, умершего «на месте», когда дотронулся до ковчега завета; Давида, самозабвенно танцующего, когда ковчег несли в Иерусалим; Давида, собирающего материалы для строительства храма; подробное описание строительства храма Соломоном; молитву Соломона при освящении храма и наполнившую храм славу Господню; посещение двора Соломона царицей Савской; разгром армии Сеннахирима ангелом Господним; Иосию, разодравшего свои одежды во время чтения найденной книги закона; разрушение Иерусалима и храма во время плена.
См. также: КНИГИ ЦАРСТВ, 1-Я И 2-Я; КНИГИ ЦАРСТВ, 3-Я И 4-Я.
Библиография:
М. J. Selman, 1 & 2Chronicles (ТОТС; Leicester, U.K. and Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1994).