Книги Царств, 1-я и 2-я
(Samuel, books of)
В 1 и 2 Книгах Царств описан переход Израиля от теократии к монархии. В целом содержание этих двух книг строится на трех ключевых фигурах: пророке Самуиле, обманувшем надежды царе Сауле и великом царе Давиде. Каждая из этих фигур – это целый ряд образов, показывающих читателю различные пути, ведущие к Богу и пониманию Бога.
Самуил представлен читателю в серии событий и зарисовок, образующих вкупе цельный образ. Самуил – переходная фигура, пророк и судья Израиля в последние дни теократии. Он с юного возраста служит Богу, находясь обычно в окружении бессовестных религиозных функционеров. В отличие от царей, Самуил пользуется Божьими орудиями и совершает чудесное освобождение израильского народа (1Цар.7). В этой книге решающее значение имеет эпизод, когда Израиль потребовал царя, «как у прочих народов» (1Цар.8). Это требование опечалило Самуила, так как требовать земного царя значит отвергать Небесного Царя. Здесь мы видим, как Самуил противопоставляет свое звание пророка званию царя, заявляя, что он никогда не притеснял народ (1Цар.12). Бог ответил на просьбу Израиля, предоставив ему царя и отказавшись выслушивать его жалобы, если он затем будет сожалеть об этом. Образ пророка в 1 и 2Царств показывает превосходство пророка над царем. Царь должен быть помазан пророком, и пророк может выражать ему недоверие или осуждать его. Пророк говорит от имени Бога.
Совокупный образ, рисующий портрет Саула, состоит из следующих элементов. Читатель видит нового царя скрывающимся в обозе и пытающимся уклониться от обязанностей царя (1Цар.10:22). На Саула нисходит Дух Божий. Благодаря этому он пророчествует и освобождает город Иавис. Еще один образ – Саул, с тревогой наблюдающий, как разбегается его войско, и с нетерпением ожидающий Самуила. Самуил запаздывает. По истечении семи дней Саул берет дело в свои руки и приносит жертву. За это Самуил порицает Саула и предупреждает, что его царствование продлится недолго (1Цар.13:14).
Затем образ Саула приобретает все более отрицательные черты. Лишившись Божьего благоволения, Саул все делает не так. Характерен эпизод, когда он ненамеренно разодрал одежду Самуила, и Самуил увидел в этом знак, предопределяющий гибель Саула. Саул сражается за Израиль, но не может угодить Богу. Саул впадает в безумство. Безумство ведет к попыткам убить Давида (а однажды – собственного наследника Ионафана). Саул убивает священников в Номве. А когда он приходит к волшебнице в Аэндоре, Самуил еще раз посмертно осуждает его.
Последний раз мы видим Саула в момент его смерти, когда он пал на свой меч в отчаянной и бессмысленной попытке не погибнуть от руки врагов. Итак, в образе Саула показан царь, находившийся не в ладах с живым Богом. Мы видим портрет человека, поставившего престол и честь выше Бога, а затем устремившегося в свободном падении к краху, ревности, безумству, убийству, отчаянию и саморазрушительным действиям.
Совокупный образ Давида основывается на его встрече с великаном Голиафом. Здесь мы видим воина-победителя, чье личное достижение обеспечило освобождение народа. Без доспехов, вооруженный только камнем и пращей, юноша-герой поражает чудовищного противника. Этот яркий образ все ставит на свои места: когда с царем Бог, он не может потерпеть неудачу.
Образ Давида – это не только образ царя, но и образ воина. Давид пользовался в десять раз более воинственной репутацией, чем Саул (1Цар.21:11). Война была для Давида сценой, на которой подтверждались Божьи благословения и Божье помазание. Вместе с тем, многое на ранних этапах жизни Давида представлено как противовес Саулу. Зависть Саула к Божьему благоволению Давиду стимулировала драматическое развитие событий в 1Царств и привела к фатальному результату – смерти Саула и Ионафана и плачу Давида по ним (2Цар.1). Для Давида не имело значения то, как относился к нему Саул или каким иррациональным и несправедливым было его поведение. Саул до конца оставался для Давида помазанным Богом царем, славой Израиля. Плач Давида по Саулу – яркий образ, демонстрирующий качества великого царя. Удивительная сдержанность Давида по отношению к Саулу проявлялась в течение всей его жизни. Давида отличали неожиданные поступки, в которых выражалась непостижимая и непредсказуемая личность великого царя (см. 2Цар.12:18–23; 23:16–17).
Над образом Давида во 2Царств довлеет грех с Вирсавией и последовавшая за этим череда печальных последствий для его семьи. В эпизодах, связанных с обманом, интригой, и наконец, убийством, Давид показан человеком, стремящимся совладать с последствиями своего греха. Но Божий суд над семьей Давида состоялся, и приговор был вынесен. Образ великого царя, убегающего от своего сына Авессалома, поднимающегося на гору Елеонскую с плачем (2Цар.15:13–37), показывает строгость, с которой Бог обходится с тем, кому Он обещал Свое благоволение навеки. Давид не стоит выше закона.
После возвращения Давида на престол мы видим яркий образ Мемфивосфея, внука Саула. Мемфивосфей с нетерпением ожидал возвращения Давида, будучи не в состоянии покинуть Иерусалим из-за своей хромоты. Он не брился и не мылся с того дня, как Давид ушел из города (2Цар.19:24–25). Когда Давид вернулся, Мемфивосфей назвал его ангелом Божьим. Он отказался от всякого наследства, заявив, что присутствие царя – все, что ему надо (2Цар.19:30). Это трогательный образ преданности, любви и верности помазанному Богом царю.
Бескорыстную ревность Давида по Богу можно видеть в образе его неистовой пляски пред Богом во время переноса ковчега в Иерусалим (2Цар.6). Его жена Мелхола возмутилась, поскольку царь не постеснялся выставить себя на всеобщее обозрение. Но Давид обосновал свое поведение тем, что в его пляске выражалось отречение от собственной гордости. Его намеренное самоуничижение было понято всеми как средство прославления Бога. Подлинная слава проявляется в уничижении себя пред Богом (2Цар.6:22). Давид являет собой совокупный образ великого царя. Царь – это избавитель, воин, победитель и мудрый правитель. Он помазан Богом и пользуется уникальным общением с Ним.
Еще один важный образ в 1 и 2Царств – ковчег завета. Он символизирует обусловленное заветом присутствие Бога. После его захвата филистимлянами ковчег стал источником смерти. Образ пяти золотых мышей и наростов символизируют бедствия, обрушившиеся на тех, кто захватил ковчег. Ковчег свят, и его необходимо почитать. Израильтяне на свою беду несколько раз пытались манипулировать им (1Цар.6:19; 2Цар.6:6–7). В образе Бога, внезапно поразившего человека, который протянул руку, чтобы не дать ковчегу упасть, наглядно выражается мысль, что Бог может быть опасен, что к Нему нельзя относиться легкомысленно и что Он еще более непредсказуем, чем царь.
Итак, в 1 и 2Царств представлен богатый набор образов, изображающих пророка, царя и Бога, в которых ярко демонстрируется характер и природа заветных отношений Израиля с Богом. Звание Иисуса как Сына Давидова следует понимать в свете образов помазанного царя Давида в 1 и 2Царств.
См. также: ДАВИД; КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.
Библиография:
A. A. Anderson, 2 Samuel (WBC 11; Dallas: Word, 1989);
J.G. Baldwin, 1 & 2 Samuel (TOTC; Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988).