Освящение
(Sanctification)
Слово освящение охватывает широкий ряд понятий, связанных с духовным опытом, но в этой статье оно относится к праведности в жизни верующего и в особенности к процессу, в ходе которого спасенный движется к своей цели – к уподоблению Богу и Христу. Новозаветное понимание освящения заключается в достижении христоподобия.
Между ветхозаветными и новозаветными образами освящения есть четкое различие. В Ветхом Завете освящение играет, в основном, двоякую роль – обрядов по поддержанию святости и послушания нравственному закону Бога. Упор делается на внешних проявлениях и поведении, хотя в них подразумевается внутренняя духовная реальность. В Новом Завете центр тяжести перемещается от внешних и обрядовых действий к личной духовной жизни, и образы становятся более многогранными.
Святость в Ветхом Завете. Рассмотрение образов освящения в Ветхом Завете можно начать с вопроса, почему предметы или люди нуждаются в освящении. Ответ заключается в святости и совершенстве Бога, к Которому не может приближаться ничто греховное, оскверненное или больное. Как же предметы или люди становятся освященными? Омовением, воздержанием от оскверняющих контактов, обрядовыми действиями, приносящими очищение или отделение от грязи и осквернения. Священник, например, должен совершать омовение, носить священные одежды и приносить жертвы за свои грехи. Кроме того, он не должен прикасаться к трупам и иметь кожные заболевания, чтобы надлежащим образом представлять грешников пред Богом в святом месте.
Пропасть между святостью Божьей природы и человеческой сферой преодолевается библейским понятием освящения. Слово освящать основывается на еврейском корне qds, производные которого встречаются в еврейском Писании сотни раз. Они могут означать «благословлять», «посвящать» или «освящать». Основная мысль выражается в отделении от греховного и мирского для особых святых целей. Такое понимание неразрывно связано с обрядами и их центральной ролью в израильской религии от Моисея до разрушения храма Ирода. Современному человеку трудно понять удивительные и подчас гротескные реалии основополагающей концепции иудаизма с жертвоприношениями животных, пролитием крови и окроплением ею (напр., Лев. 22:16, 32; Чис. 6:11; Евр.9:13). Эти образы принадлежат миру символики и культуры, значительно отличающемуся от нашего.
В центре образа освящения стояли скиния, а затем храм, наряду с совершавшимися там обрядами. Они символизировали отделенность Бога и физическое обособление, которого Он требовал для Себя, Своего народа и предметов, необходимых для поклонения. Храм был наглядным, функциональным символом трансцендентности Бога. Как сказал Соломон: «А я построил дом в жилище Тебе, место для вечного Твоего пребывания» (2Пар.6:2). Согласно раввинскому учению, у святости есть пространственное измерение – она исходит от центра храма и ослабевает по мере удаления от него по принципу постепенного распространения. Для понимания этих взглядов нам надо представить себя в огромном помещении храма в окружении священнических одежд, представить себе торжественные обряды жертвоприношений, совершающихся с кровавой жестокостью, и массовый энтузиазм больших праздников. Это символы, с помощью которых Бог выражает и устанавливает Свою инакость, а освящение служит мостом для преодоления разрыва.
В ряде ветхозаветных мест говорится о людях или священниках, сознательно освящающих себя, обычно в соответствии с обрядовым законом. Основной смысл сводится к отделению от мирских или греховных дел. В этих образах большое значение придается различным омовениям, запретам прикасаться к зараженным материальным предметам, недопустимости духовного осквернения через смешанные браки или идолопоклонство (которое в Ветхом Завете неоднократно изображается как прелюбодеяние) и обрядам, в которых подчеркивается религиозная принадлежность (напр., обрезание). Хлебы преломления в храме отделялись. Суббота была отделена от других дней. Очищение обетованной земли от идолопоклонства было освящением.
Таким образом, ведущим ветхозаветным мотивом служит обрядовая система Моисеева закона, а следующий мотив подчеркивает необходимость жить в послушании Божьему нравственному закону. Лейтмотивом звучит, пожалуй, Лев. 20:8, где Бог говорит: «Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас». Основной образ такой освященной и праведной жизни выражается в понятии пути или стези. Или можно обратиться к портрету, нарисованному в нескольких панегириках Псалтири (Пс.1; 14; 111), где святость характеризуется как нравственное поведение, внутренняя добродетель и искренность в поклонении. В тех же псалмах представлен портрет нечестивца для демонстрации, что освящение означает не только следование путем праведности, но и отделение от зла. В Притчах тоже показана широкая картина освященной жизни с упором на нравственность поведения.
Новозаветные образы. Новозаветные образы освящения гораздо меньше связаны с обрядовой стороной, чем ветхозаветные. Изменению подвергается даже символика освящения, перешедшая из Ветхого Завета, например, храм понимается уже не как святое место в Иерусалиме, а как тело или сообщество верующих (1Кор.3:16–17; 6:19; 2Кор.6:16). Основная предпосылка новозаветного образа освящения состоит в том, что человек получает освящение верой во Христа (Деян.26:18; ср. 1Кор.1:2; Евр.13:12). Сила для такого освящения исходит от Святого Духа (Рим.15:16; 1Пет.1:2; 2Сол.2:13). Важность освящения выражается в афоризме: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1Сол.4:3). Символика процесса освящения богата и разнообразна.
Суть сводится к двум моментам – уклонение от греха и следование добродетели. В одной группе образов соответственно изображается отделение от греха. Освящение здесь выражается в том, что верующий должен отвергать злые дела (Рим.13:12), бежать от блуда (1Кор.6:18), отложить образ жизни ветхого человека (Еф.4:22), отвергать аморальное поведение (Еф.4:26; Иак.1:21), свергнуть с себя бремя греха (Евр.12:1). В сопутствующем мотиве используются образы воздержания от зла (1Сол.4:3; 5:22; 1Пет.2:11), отказа от него (Тит.2:12) или сохранения себя неоскверненным им (Иак.1:27). В более сильных образах речь идет о предании греха смерти (Рим.8:13) или распятии его (Гал.5:24). Такое же значение имеют образы омовения и очищения от греха (1Кор.6:11; 2Кор.7:1; Еф.5:26; 1Ин.3:3). Есть также призывы не сообразовываться с греховным образом жизни (1Пет.1:14; Рим.12:2).
Позитивным аналогом отказа от зла служат образы облечения в добро (Рим.13:12, 14; Еф.4:24; Кол.3:12, 14). Освященная жизнь строится на основании, положенном Христом (1Кор.3:10–15). Кроме того, освящение предполагает дополнение веры добродетелью (2Пет.1:5). Освящение предполагает появление того, чего раньше не было, – эта мысль подразумевается в образах плода, приносимого обновленной природой человека (Гал.5:22–23; Флп.1:11). Или же освящение может быть обеспечением всем необходимым для добрых дел (Евр.13:21).
Важное значение имеют и образы освящения как процесса, в которых подразумевается постепенное усиление освящения. Освящение изображается как переход от детского к зрелому возрасту (Еф.4:13–14), как рост (Еф.4:15) или возрастание в благодати (2Пет.3:18). Есть и образы льющегося через край изобилия: люди «преисполняются» благочестием (Флп.1:9 RSV), «исполняются и преисполняются любовью» (1Сол.3:12), «богатеют добрыми делами» (1Тим.6:18) и «умножаются» в благочестии (2Пет.1:8). Процесс освящения может быть медленным и постепенным, когда одна добродетель производит другую (Рим.5:3–5), порой посредством подражания добру (3Ин.1:11). Прогрессирующий процесс подразумевается также в образах освящения как стремления к цели (Флп.3:12, 14), как движения от чего-то еще несовершенного к совершенству (Флп.3:12), как действия, которое завершится полным освящением человека Богом (1Сол.5:23).
Коль скоро освящение противоположно падшему состоянию, в котором люди рождаются и к которому привыкают, и коль скоро оно представляет собой процесс, используются образы преобразования и обновления (Рим.12:2; Еф.4:24). Если задаться вопросом, что же собой представляет эта преобразованная жизнь, нет ничего лучше, чем обратиться к увещеваниям – предписаниям в виде перечней добродетелей, которым надо следовать, и пороков, которых надо избегать (Рим.12:9–21; Еф.4:25–32; Флп. 4:4–9; Кол.3:12–17; 1Сол.5:12–20; Евр.13:1–5).
См. также: ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; КРОВЬ; МЫТЬЕ, ОМОВЕНИЕ; ОЧИЩЕНИЕ; РОСТ; СВЯТОЕ МЕСТО; СВЯТОСТЬ; СВЯЩЕННИК; СКИНИЯ; ХРАМ; ЧИСТОТА.