Осел, мул
(Donkey, ass)
В библейских материалах напрасно искать подтверждения наших собственных представлений об осле. В христианской традиции осел стал символом нелепости (ср. с образом осла-музыканта), упрямства и медлительности, а красный осел служит обозначением сатаны. Но уважаемые раввины ездили на ослах. В угаритских мифах божества изображаются верхом на ослах, в исламском предании несколько героев называются «всадниками на ослах», а в раннем христианском сказании «Vita Sanctae Pelagiae Meretricis» высшим выражением красоты и чувственности показана женщина верхом на осле. Совершенно очевидно, что отношение менялось в зависимости от места и времени. Не все считали осла «порочным» (Платон) или «самым подлым животным» (Минуций Феликс).
В Библии осел показывается как вьючное (Быт.42:26) и пахотное (Ис.30:24) животное. Однако главное его назначение заключалось в перевозке людей как богатых, так и бедных (ср. с известным рассказом об ослице Валаама в Чис. 22). Несмотря на широкое использование их всеми слоями населения, осел и мул играли важную роль в царских церемониях древнего Ближнего Востока. В 3Цар.1:33–44 Соломон сел на мула Давида для поездки в Гион, где он был помазан на царство (ср. 2Цар.13:29; 19:26). Церемониальный въезд в город на осле сам по себе демонстрировал царское достоинство, а в шумерском сказании «Гильгамеш и Ага» сынов царей изображают сидящими на ослах. В Бытии предсказывается появление царственных потомков Авраама, и в частых упоминаниях об ослах патриархов, возможно, раскрывается именно эта тема. Ассоциативная связь царского достоинства с ослом выражается и в Зах.9:9, пророчестве о том, что Царь Иерусалима явится верхом на осле. В Мф.21:5 и Ин.12:15 исполнение этого пророчества связывается с въездом Иисуса в Иерусалим. Тот факт, что Иисус въехал не на боевом коне, а на осле из пророчества в Зах.9:9, свидетельствовал о Его «кротости» (можно ср. с Моисеем, который тоже ездил на осле [Исх.4:20]). Вместе с тем, избранное Им животное свидетельствовало о том, что Он явился не как простой человек, а как Царь, хотя и не с завоевательными целями. Совершенно ясно, что Его нельзя было обвинить в бунте против кесаря. Человек, сидящий на осле, не стремится к войне. В восточной иконографии Иисус традиционно изображается сидящим на дамском седле, а не в позе воина.
Зах.9:9 – не единственный ветхозаветный текст, связанный с темой триумфального въезда Иисуса на осле. Поиски учениками молодого осла (Мк.11:2 и пар.) напоминают о пророчестве в 1Цар.10:1–9 (пророчество Самуила о найденных ослицах), а, казалось бы, излишнее упоминание, что этот молодой осел должен быть «привязанным», по всей видимости, соотносится с Быт.49:11 («Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей»). Эта тема получает мессианское истолкование в иудаизме (ср. Быт.49:10 в LXX; раввинские материалы, естественно, связывают Быт.49:11 с Зах.9:9).
См. также: ЖИВОТНЫЕ; КОНИ, ЛОШАДИ.