Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Святые

(Saints)

Смысл образа святого гораздо шире фактических значений этого слова, которое чаще встречается в Новом, чем в Ветхом Завете. Святой – это праведный человек, чье поведение и духовные и нравственные черты изображаются в Библии достойными одобрения и подражания. Святой может играть роль и воплощать призвание, выходящие за рамки специфически духовной стороны жизни, но сам тип человека характеризуется его духовными и нравственными качествами. Святой – это не духовный образец, достигший совершенства собственными силами, он формируется Божьей благодатью. В то же время Библия полна увещеваний, чтобы святые продолжали вести себя соответственно положению, которое они получили по благодати.

Для понимания общей картины образа святого нам надо обратиться к новозаветным местам, где употребляется это слово, к зарисовкам черт характера праведного человека и к рассказам о святых персонажах. Памятуя о внимании, которое в Библии уделяется ценностным категориям, когда мы сталкиваемся в Библии со святым персонажем, мы почти всегда сравниваем его с прямо противоположным типом – грешником.

Послания: определение святых. В Новом Завете подробно рассматривается вопрос, что собой представляет святой. Павел характеризует святых как «освященных во Христе Иисусе, призванных святых, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте» (1Кор.1:2). Таким образом, святые – это те, кто знает Бога во Христе, и в Библии они часто изображаются земными представителями Христа. Например, Анания, излечивший Павла от слепоты, напомнил Богу, что Павел был гонителем святых (Деян.9:13). Вместе с тем, явившись Павлу на дороге в Дамаск, Христос спросил Павла, почему он гонит Его (Деян.9:4). Отчасти это объясняется тем, что каждый святой – это носитель Святого Духа, Который есть Дух Христа, посланный для оказания помощи на пути людей к христоподобию.

В Ефесянам представлено развернутое определение святых, их преимуществ и их упований. Святые избраны во Христе «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф.1:4). Следовательно, долг святого заключается в святости. Далее в послании рассматривается, как это происходит. Святой – гражданин неба и усыновленный ребенок в семье Бога, часть здания, состоящего из верующих, которое Бог превращает в святой храм (Еф.2:19–21). Услышав Евангелие, уверовав в него и будучи затем отмечен Святым Духом, святой воскрешается со Христом, возвышается с Ним и садится «на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:6). Получив благословение искупления, святой становится новым творением, «созданном во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).

Картина дополняется в других новозаветных местах. В Послании к евреям рассматривается значение веры, характеризуемой как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Согласно этому посланию, вера – один из основных компонентов святости, так как «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). В Галатам представлен более полный перечень плодов Духа в результате послушного хождения с Богом, которые суть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23).

Основная добродетель, которую демонстрируют библейские святые, – это любовь. Самое сжатое изложение этой темы содержится в 1Кор.13. Для святого, стремящегося к награде от Бога, пророчество, мудрость, вера, великодушие и мужество не имеют никакой ценности, если они не сопровождаются любовью (1Кор.13:1–3). По мере развития темы картина любви приобретает гораздо больший размах, чем это обычно представляется, и фактически она включает в себя многие плоды Духа, в том числе веру и надежду. Однако эти сопутствующие добродетели бесполезны, если они не проистекают из любви. Учась любить, святой учится терпению, милосердию, смирению, довольству имеющимся, пристойному поведению, бескорыстию, невозмутимости, способности прощать, честной прямоте, великодушию, надежде и стойкости (1Кор.13:4–7). Поведение святого может основываться только на любви, ибо «любовь никогда не перестает» (1Кор.13:8). Таким образом, этот отрывок служит одной из лучших моделей для подражания.

Зарисовки черт характера: прославление святых. Коль скоро святой представляет собой характерный тип человека, одним из важнейших источников его понимания представляются зарисовки в Библии присущих ему черт характера, особенно в форме панегирика (поэмы или описания, которые прославляют данные черты характера и побуждают к подражанию им). Примером служит Пс.1. Здесь праведный или святой человек противопоставляется своему антиподу. В этой картине мы видим, что святой воздерживается от нечестивых дел, основывает свою жизнь на Божьем законе, тверд и плодоносен, преуспевает в благочестии и что ему обеспечена награда, когда он предстанет на суде. В Пс.14 показан образ святого как идеального верующего. Его поклонение основывается на нравственном поведении, в число типичных черт которого входят «непорочный» образ жизни, преданность истине, гармоничные отношения с ближними, честность и великодушие. Согласно Пс.111, святой – это человек, боящийся Господа и крепко любящий Его заповеди, милосердный и праведный, помогающий бедным.

Что касается новозаветных аналогов, можно обратиться к образу идеального ученика в блаженствах Иисуса (Мф.5:3–12). Здесь святой тоже характеризуется, в первую очередь, духовными качествами, противоположными мирским нормам успеха. Святые сознают свою духовную нищету, плачут о своих грехах, отличаются кротостью, алчут и жаждут правды, милостивы и чисты сердцем, являются миротворцами и переносят гонения с радостью. Этих святых вдохновляют духовные награды не от мира сего: вхождение в духовное царство, утешение и милость Бога, возможность увидеть Бога и быть названными Его детьми.

Библейские рассказы: святые в действии. Определения и зарисовки черт характера святых приобретают наглядное выражение в библейских рассказах о героях (см. ГЕРОЙ, ГЕРОИНЯ). Хотя основное значение в образе достойного подражания или героического персонажа придается нравственным или духовным качествам, а не его роли или достижениям в человеческих делах, общий портрет библейского святого обычно дополняется чем-то еще. Разумеется, абсолютно идеальные герои встречаются в Библии редко, и в ней нет предпосылки, что святые обязательно должны быть совершенными. С такой оговоркой мы можем сказать, что, в отличие от небиблейской литературы, святой в Библии прославляется как герой, стоящий выше всех других образов героя. Поэтому рассказы о святых, с которыми мы встречаемся в Библии, практически равнозначны жанру героических историй.

К числу святых в Библии относятся Авель, Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Иаков и Иосиф. Затем мы видим святость в Моисее, Иисусе Навине, Гедеоне, Руфи, Воозе, Давиде, Есфири, Данииле и в великих пророках, таких как Илия, Елисей и Иеремия. В Новом Завете это Мария, Иосиф, Иоанн Креститель, Анна, Симеон, ученики, преданные Иисусу женщины и миссионер Павел. Ближе всего к теме святости мы подходим в обобщающем списке в Евр.11, где показаны различные жизненные ситуации святых героев. Внешне Божьи святые выглядят столь же различными, как люди в поперечном разрезе общества, но в духовном плане все они в первую очередь служат Богу и своим поведением демонстрируют в мире нравственные добродетели. Список святых в Евреям завершается привлечением внимания к Иисусу как к высшему образцу святого поведения: «... взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр.12:2). Было бы неуместно называть святым Самого Бога, тем не менее поведение воплощенного Иисуса служит в Библии высшим образцом святой жизни. Призвание к святости остается всегда неизменным – подражать Христу в предвкушении награды, которую мы получим от Него.

См. также: ВЕРА; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; МУЧЕНИК; ОСВЯЩЕНИЕ; СВЯТОСТЬ; ЧИСТОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle