Прививка
(Grafting)
Сельскохозяйственный образ прививки сам по себе встречается в Писании только один раз, хотя и основывается на других образах, повторяющихся в обоих Заветах. В Рим.11:17–24 образ прививки, связанный с работами по уходу за масличными деревьями, используется для описания отношения Израиля к благовестию и положения верующих из числа язычников. Образ прививки прямо вытекает из ветхозаветного изображения Израиля как Божьего масличного дерева (см. Ос.14:5–7 среди многих других примеров). Он напоминает также метафору Иисуса о лозе и ветвях в Ин.15. В Римлянам Павел обобщает и расширяет метафорический образ Израиля и показывает, как языческие верующие, будучи «дикой маслиной», прививаются к масличному дереву, чтобы заменить «отломившиеся» ветви.
Прививка была вполне оправданной сельскохозяйственной операцией, обеспечивающей появление новых ростков из старого корня. Обычно ветви культурных деревьев прививались к дикорастущему дереву, чтобы оно приносило хорошие плоды. Благодаря прививке новых ветвей дерево становилось полезным. Но в Римлянам мы видим обратный порядок. Дикие ветви прививаются к плодоносному дереву. Тем самым пользу извлекают ветви. Новые ветви – языческие верующие – вступают в тесную связь с уже существующим корнем взаимодействия Бога с родом человеческим. От этого корня они получают жизненную энергию и способность к росту.
Наконец, Павел напоминает читателям, что прививка производится по благодати, а не «по природе». Это сверхъестественная операция. Учитывая ее сверхъестественный характер, привитые ветви должны испытывать не духовную гордость, а только благодарность. В то же время у удаленных природных ветвей сохраняется надежда на сверхъестественное восстановление на Божьем масличном дереве.
См. также: ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ПОДРЕЗКА; ЯЗЫЧНИКИ, НЕОБРЕЗАННЫЕ.