Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Подрезка

(Pruning)

Образ подрезки встречается в Библии как в прямом, так и в переносном смысле. В мире Библии, аграрном по своим экономическим характеристикам, подрезка ветвей была важной операцией по уходу за виноградниками и плодовыми деревьями. В образе подрезки выражается жизненный парадокс – рост и продуктивность требуют лишений и потрясений. Если виноградник или плодовое дерево оставить без надлежащего ухода, они будут производить обильную листву, но мало плодов. О том факте, что подрезка ассоциировалась с жизнью, а не со смертью, свидетельствует условие Моисеева закона, согласно которому израильтянам нельзя было подрезать виноградники каждый седьмой год для предоставления субботнего покоя земле (Лев.25:3–4).

В библейские времена подрезка производилась серпами (Ис.2:4; 18:5), представлявшими собой небольшие кривые ножи, насаженные на короткую рукоятку. Серп для подрезки служит в Библии физическим символом благоденствия и мира, как о том свидетельствуют три известных параллельных места о перековке мечей на орала и копий на серпы (Ис.2:4; ср. Мих.4:3; Иоил.3:10).

Образ подрезки используется также в метафорическом смысле как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В Ис.5:6 Бог говорит об Израиле как о Своем винограднике, который не приносит плодов. Поэтому Бог заявляет, что снимет с него ограду и не будет подрезать и вскапывать его. В данном случае подрезка рассматривается как попечение, проявляющееся в заботливом отношении к винограднику и обеспечении его необходимым, а отказ подрезать его – как акт суда.

Кульминации метафорические образы подрезки достигают в Новом Завете, где она предстает в виде парадоксального действия, отражающего двойственную природу благодати и суда Бога. Использованная в Рим.11:11–24 ветхозаветная метафора Израиля как маслины связывается с представлением Иисусом Себя как виноградной Лозы в Ин.15 (см. ИИСУС ХРИСТОС). Об Иисусе говорится как о добром корне маслины, старые ветви которой (Израиль) отломились и к которой привились новые – языческие верующие. Павел подчеркивает двойственный характер подрезки, в котором отражается природа Бога: «Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией» (Рим.11:22). Таким образом, подрезка ветвей может принести пользу растению в целом, ибо она удаляет части, не взаимодействующие с остальными. Подрезка соотносится с ростом и миром всего растения (или народа), а не отдельных частей, не взаимодействующих холистически с общим целым.

Классический отрывок – речь Христа об «истинной виноградной Лозе» в Ин.15:1–11, представляющая собой развернутое уподобление Христа виноградной лозе, а Его учеников ветвям. На примере физической операции отсечения ненужных ветвей Иисус изображает природу христианского роста и важную роль, которую в нем играет Божье очищение всякой ветви, чтобы она «более принесла плода» (Ин.15:2). Это образ отнюдь не наказания, но воспитания, роста и плодоносности.

См. также: ВЕТВИ; ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; РОСТ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle