Подслушивание
(Eavesdropper)
Человек, подслушивающий чужой разговор, – жизненная реальность и литературный архетип. В целом образ несет отрицательную окраску и ассоциируется с человеком, сующим нос не в свое дело, однако в Библии он реабилитируется, по крайней мере отчасти. Негативный оттенок, безусловно, присутствует. Подслушав обетование, данное Богом Аврааму, что она весной родит сына, Сарра рассмеялась, выразив тем самым неверие и горечь. Когда Бог сделал ей выговор, она солгала, что не смеялась (Быт.18:9–15). Ревекка подслушала, как ее муж Исаак отправил Исава на охоту, и воспользовалась полученными сведениями, чтобы не допустить благословения Исава как перворожденного сына (Быт.27). Она сплела искусную интригу, в результате которой Иаков обманул престарелого отца и украл благословение. В результате этой интриги, начавшейся с подслушивания, все четверо действующих лиц оказались проигравшими. То же самое можно сказать об отречении Петра от Иисуса, когда Иисус не мог не слышать о предательстве.
Но помимо этих отрицательных примеров, есть случаи, когда подслушивание чужого разговора приводило ко благу. Уверенность Гедеона в несомненной победе в битве еще больше укрепилась, когда он, проникнув ночью в стан мадианитян, услышал пересказ сна, в котором круглый ячменный хлеб, катившийся по стану, ударил по шатру и опрокинул его (Суд.7:9–14). Мардохей спас жизнь царю, узнав о готовящемся против него заговоре (Есф.2:21–23). Племянник Павла, услышав о подготовке покушения на жизнь Павла, предпринял меры для его защиты (Деян.23:12–35). Сестра Моисея Мариамь подслушала слова дочери фараона, когда та нашла младенца на Ниле (Исх.2:4–8). Люди, услышавшие уверенные слова Давида перед поединком с Голиафом, пересказали их Саулу, предоставив тем самым Давиду возможность для совершения подвига (1Цар.17:31). Нееман, по всей видимости, подслушал пожелание служанки своей жены, чтобы он посетил Елисея в Израиле (4Цар.5:1–4), обеспечив себе тем самым чудесное исцеление.
См. также: УХО, СЛУХ.