Прощальная речь
(Farewell discourse)
Прощальная речь в Библии – это обращение духовного лидера к своим последователям перед самой смертью или незадолго до нее с наставлением относительно их поведения в будущем и пророчеством, что принесет с собой будущее. В приложении к своей книге «Богословие Нового Завета» (1955 [1941]) Стофер выделил основные характеристики этого жанра:
1) созыв последователей,
2) заявление о приближающейся кончине патриарха или пророка,
3) богословский обзор истории,
4) призыв оставаться верными,
5) пророчества о будущем,
6) предостережение против лжеучителей,
7) предсказания несчастий и разногласий,
8) слова утешения и обещания,
9) молитвы за остающихся после него и благословения их,
10) назначение преемника или преемников,
11) вознесение хвалы или молитва.
В дополнение к этим пунктам мы можем отметить, что во многих прощальных речах выступающий подчеркивает свою преданность и ставит себя в пример последователям. Все эти элементы полностью не встречаются нигде, но во многих речах фигурирует несколько из них.
Первой прощальной речью, установившей парадигму последующих, была речь Иакова в Быт.48–49. Иаков позвал Иосифа и взял с него обещание, чтобы его похоронили вместе с предками. Он кратко напомнил историю отношений Бога со своей семьей, благословил свое потомство, высказал пророчества о нем, предсказал конфликты и дал наставления относительно будущего.
С речью Иакова во многом перекликается прощальное благословение Моисея во Втор.31–33, особенно в части благословения колен в главе 33. Но этой части предшествует также собрание всего Израиля, и в ней есть предсказание близкой смерти Моисея, назначение Иисуса Навина, исторический обзор верности Бога завету (особенно в песни в главе 32), призыв оставаться верными и предсказание грядущих неудач и бедствий.
Прощание Иисуса Навина в Нав.23–24 тоже начинается с созыва Израиля и заявления о приближающейся смерти, но оно носит более увещевательный характер с историческим обзором в качестве средства подкрепления увещевания. Здесь тоже есть предсказания, в частности, о том, что уцелевшие из прежнего населения земли «будут для вас петлею и сетью» (Нав.23:13).
В 1Цар.12 изложено прощальное обращение Самуила, в котором он заявляет о своей преданности, делает исторический обзор, призывает народ оставаться верным и в противном случае предсказывает наказание. Вместе с тем, Самуил ничего не говорит о своей смерти, которая наступит позднее. Другие ветхозаветные примеры – прощание Иисуса Навина с Израилем (Нав.22–24) и последние слова Давида народу (1Пар.28–29).
В Новом Завете общая схема сохраняется, но несколько видоизменяется. В частности, главная опасность исходит уже не от язычников с их лжебогами, живущих на той же земле, а от еретиков с их лжеучениями, пребывающих в той же церкви. Поэтому предупреждения высказываются конкретно против лжеучений. Такие предупреждения – наиболее последовательно проявляющаяся характерная черта новозаветных прощальных обращений. Лучший, пожалуй, пример – прощание Павла с ефесскими пресвитерами (Деян.20:17–38). Павел собрал пресвитеров в Милите, заявил о своей преданности делу, предсказал тяжелые испытания для себя самого и для них и тот факт, что они больше не увидятся, призвал их наблюдать за собой и за паствой, предостерег против лжеучителей и помолился с ними.
В посланиях можно увидеть и другие прощальные речи. 2Тимофею явно несет на себе печать прощальной речи. В нем можно отметить предчувствие скорой кончины (2Тим.4:6), заявления о преданности (2Тим.1:3–12), призыв оставаться верным (2Тим.1:13–14; 3:14–17), предостережения против лжеучителей (2Тим.2:16–18; 3:6–9), предсказания скорбей и испытаний для церкви (2Тим.3:1–9) и даже своего рода исторический обзор (2Тим.1:5; 2:8–13; 3:10–11). 2Петра тоже отличается такими характеристиками.
Центральное место в Новом Завете, безусловно, занимает Иисус, и некоторые Его речи носят характер прощальных обращений. В Ин.13–17 Иисус предсказывает Свою смерть и готовит учеников к будущему. Помимо обычных тем, таких как осознание приближения смерти (Ин.13:1), откровения о будущем (Ин.14:29), предупреждение о будущих испытаниях (Ин.15:20–21), призыв соблюдать слово Учителя (Ин.14:21–23), обетование утешения (Ин.14:1), молитва и благословение (Ин.17), там есть еще эпизод омовения ног (Ин.13) и заповедь любить друг друга (Ин.13:34).
В синоптических евангелиях в словах Иисуса непосредственно перед вознесением тоже присутствуют некоторые из этих мотивов, но их, по-видимому, не следует рассматривать как прощальные речи. А вот речь на Елеонской горе (Мф.24–25; Мк.13; Лк.19) выглядит как прощальное обращение. О принадлежности к этому жанру свидетельствуют предсказания бедствий, предостережения против лжеучителей, увещевания не поддаваться обману и бодрствовать и предсказания будущего Божьего народа.
Наконец, можно отметить рассказы о прощаниях, не относящиеся формально к жанру прощальных речей, но имеющие сходный характер и производящие такое же эмоциональное воздействие. На память приходят многие сцены расставания, описанные в Библии: расставание Ревекки с семьей, благословляющей ее (Быт.24:59–61), переживания Иакова и его матери при расставании (Быт.28:2–5), прощание Моисея с тестем после того, как тот посетил его в пустыне (Исх.18:27), разлучение Илии и Елисея (4Цар.2:1–12). Оттенок прощания имеют даже благословения в новозаветных посланиях.
См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ; СТРАНСТВИЯ, ДОРОГА, ПУТЬ.
Библиография:
Е.Stauffer, New Testament Theology (London: SCM Press, 1955).