- В чём смысл отпевания?
- На какой день совершается отпевание?
- Как совершается отпевание?
- Кого нельзя отпевать?
- Можно ли отпеть в морге?
- Можно ли отпеть заочно?
- Даёт ли отпевание гарантию спасения?
- Чем ещё можно помочь душе усопшего?
- В одежде какого цвета лучше прийти на отпевание?
- Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?
- Обязательно ли целовать покойного в конце чина отпевания?
- Цитаты об отпевании
Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, посредством которого Церковь провожает усопшего в мир инобытия христианина, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его грехов и дарования ему упокоения в Небесном Царстве.
Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В Требнике отпевание именуется «последованием мертвенным».
Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
- младенцев – для христиан не достигших 7-летнего возраста;
- мирских человек;
- монашеское – для монахов (в том числе иеромонахов);
- иерейское – для лиц в иерейском сане, а также епископов;
- архиерейское – по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
- в первую седмицу Пасхи.
В чём смысл отпевания?
Отпевание – это молебное последование о душе новопреставленного христианина. Оно приносит пользу его душе и тем, кто молится о нём. См. подробнее о поминовении усопших.
В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и – надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское – говорят именно о воскресении!
На какой день совершается отпевание?
Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после смерти; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).
По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.
В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.
Как совершается отпевание?
Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят стихиры, канон, чтение Апостола и Евангелия. Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. Псалтирь по усопшим).
Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) – в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви – она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.
Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.
Кого нельзя отпевать?
Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или атеиста. Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны принять этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.
Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.
В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего архиерея, подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.
Для родственников самоубийц в 2011 году принят Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго.
Можно ли отпеть в морге?
Лучше это сделать в храме. В некоторых епархиях отпевание в морге не благословляется. Рекомендуем статью священника Константина «Недействительное отпевание».
Можно ли отпеть заочно?
Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).
Даёт ли отпевание гарантию спасения?
Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал Бога. Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие.
Чем ещё можно помочь душе усопшего?
Отпеванием и христианским погребением усопшего христианина, забота о его душе не начинается и не заканчивается. Желательно совершать молитву – келейную (частную) и общественную (в храме). Об усопшем подают записки на проскомидию и панихиды (заупокойные молебны). Подавший записку не должен рассчитывать лишь на молитву священника, но и молитвенно присутствовать на богослужении.
Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего с Богом. Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния, наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.
В одежде какого цвета лучше прийти на отпевание?
В советской атеистической традиции был принят чёрный цвет, в церкви же духовенство совершает отпевание в облачениях белого цвета, символизирующих божественный нетварный свет. Белый цвет наиболее уместен при отпевании христианина.
Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?
В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания?
Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что некоторые относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, стоящему в одном ряду с поминальным застольем или суеверным обычаем бросать мелочь в могилу.
Другие, напротив, подходят к этому молебну механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.
В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.
Отпевание включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.
Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми...) гроба с телом покойного.
В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них (Мф.18:20).
В знак того, что почивший был верен Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая икона. Это – символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа. Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного христианина белым покровом – саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой. Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.
Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных мытарств.
Обязательно ли целовать покойного в конце чина отпевания?
При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Это лишь традиция. Принято целовать икону на груди покойного, если же гроб закрыт, то целуется крест на его крышке.
Цитаты об отпевании
«[Следует] учить прихожан, чтобы мужчины и женщины, и их дети, часто приходили к духовным отцам на исповедь, особенно же в четыре святых поста, и не лишали себя принятия Пречистых Тайн, по рассуждении духовных отцов. Если же кто проведет целый год без исповеди (за исключением путешествий и вынужденных обстоятельств) и наступит его смертный час, такого не [следует] погребать около церкви и не [следует] петь над таким последование усопших христиан, поскольку такой [человек], будучи жив, удалил самого себя от божественной церкви».
Постановление Большого Московского собора 1666–1667 г.
Литература по теме
- Раздел «Азбука бессмертия»
- Для чего человека «отпевают»? Людмила Никеева
- Отпевание Д.Л. Покровский
- Недействительное отпевание… свящ. К. Пархоменко
- Отпевание и погребение * Заочное отпевание Сборник
- Отпевание митр. Сурожский Антоний
- Чины отпевания Настольная книга священнослужителя
- Последование отпевания мирян Требник
- Является ли отпевание «пропуском в рай»? архим. Августин (Пиданов)
- Ответ священнику, совершившему отпевание на могиле графа Л.Н. Толстого Н.Д. Кузнецов
- Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
- Про так называемый «чин отпевания некрещеных младенцев» свящ. Георгий Максимов
Комментировать