Отхо́дная – особое молитвенное последование, содержащее канон на исход души и совершаемое у одра умирающего.
Существует два чинопоследования отходных: при кончине мирной, т.е. когда человек умирает спокойно, и в случае мучительных страданий умирающего, когда человек долго страждет и не может умереть.
Первый чин озаглавлен в малом требнике «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Второй – «Чин, бываемый на разлучение души от тела, когда человек долго страждет».
Предполагается, что оба чинопоследования совершаются священником. Церковь, имея попечение о всяком православном христианине, не оставляет его с момента рождения до смертного одра. Священники призваны делать все возможное, чтобы умирающий человек был напутствован в вечную жизнь Святыми Дарами и молитвой. На это есть прямое указание в Требнике: «Приходит игумен, к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго». Но принести предсмертное покаяние и причаститься человек может, только находясь в сознании. Поэтому крайне важно не дожидаться момента, когда умирающий впадет в бессознательное состояние, и вовремя пригласить священника для исповеди и причастия. Сделать это можно в любое время, без соблюдения условий, необходимых для здоровых людей – пост, молитва и т.д.
При явных признаках скорого приближения смерти священник от «от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати», читает «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Канон наполнен прошениями от сердца умирающего, по 6 песни канона поется кондак Великого канона, побуждающий душу воспрянуть и воззвать: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и нужда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй». Последование заканчивается молитвой, читаемой священником о разрешении души от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.
Второй чин, «бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет», также является проявлением заботы Церкви о своем верном чаде. Тяжкие страдания умирающего побуждают усилить молитву о нем. Канон, читаемый в последовании, также читается от имени умирающего, он полон просьб о молитвах к Церкви земной и небесной – ангельским соборам и всем человекам Христолюбцам. Особенно душа обращается к друзьям и близким, просит в память о дружбе молить Христа о ней, просит явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: «Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте». Заканчивается чин двумя молитвами – «Молитвой о душе судимей» и «Молитвой о долгостраждующем умрети».
В случае, когда невозможно присутствие священника у смертного одра умирающего, оба последования с канонами могут и должны быть прочитаны мирянином. Тогда следует заменить начальный священнический возглас «Благословен Бог наш…» на «Молитвами святых отец наших…» и опустить молитвы в конце обоих последований, так как они читаются только священником.
Комментировать